Будущий основатель советской и российской нейропсихологии родился в городе Казань, 16 июля 1902 года, в семье врачей – известного терапевта (профессора, Романа Альбертовича) и зубного врача (Евгении Викторовны), оказавшись третьим ребенком из четырех.
Александр Лурия начал обучение социальным (общественным) наукам в 1918 году – в Казанском университете. Через три года занялся обучением медицине, а также основам психологической науки в психиатрической больнице и Пединституте в Казани. Спустя несколько лет занял должность ассистента в научной лаборатории.
Переезд в Москву состоялся в 1923 году, тогда же началась работа в Московском институте психологии. Там же, через год произошло важное знакомство Лурии и Выготского, за которым последовала продуктивная совместная работа. Отчасти именно эта работа привлекла внимание к особым проблемам, для изучения и решения которых было основано новое на тот момент направление на стыке психологической науки и медицины – нейропсихология.
Александр Романович Лурия активно занимался не только научной, но и широкой преподавательской деятельностью, которая была отмечена также присвоением ему в 1937 году степени доктора педагогических наук. Многие из его учеников тоже стали докторами наук (около пятидесяти).
В годы Второй мировой войны Лурия работал в госпитале, в отделении нейрохирургии. Подобный опыт предоставил ему возможность широко исследовать травмы головного мозга и последствия, из-за них возникающие. В 1943 году он удостоился присвоения степени доктора медицинских наук, а через год – звания профессора.
После окончания войны Лурия продолжал исследовательскую и преподавательскую деятельность. Ушел из жизни в Москве на 76 году жизни.
Александр Романович Лурия – автор множества научных работ (около пятисот), опубликованных как на русском, так и на иностранных языках.