ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Известные психологи / Лидия Ильинична Божович

Лидия Ильинична Божович

Божович     Родилась (в начале ХХ века – 1908 год) и выросла Лидия Ильинична Божович в российском городе Курске. Когда встал вопрос об учебном заведении для получения высшего образования, выбор Лидии Ильиничны был совершен в пользу Московского государственного университета (МГУ), в котором в то время работал Лев Семенович Выготский. С этим выдающимся психологом и исследователем Л.И. Божович познакомилась чуть позже, уже тогда, когда училась на втором курсе университета. Лекции Л.С. Выготского ее очень заинтересовали, и во многом определили область ее будущих научных исследований. Вместе с Л.И. Божович лекции Выготского увлекали и некоторых других будущих крупных ученых-психологов (среди них Н.Г. Морозова, А.В. Запорожец и др.).

     Именно Л.С. Выготский был руководителем первой научной работы Лидии Ильиничны, которая стала основой ее дипломного проекта. После окончания университета Божович работала в нескольких академиях в Москве и Харькове, однако главным местом ее работы и научных изысканий стал научно-исследовательский институт Общей и педагогической психологии. Именно в этом НИИ Лидия Ильинична получила степень доктора наук и через год – звание профессора. В данном НИИ она руководила целой лабораторией, результаты исследований которой широко использовались в педагогической и психологической работе с детьми и подростками.

     Научная позиция и взгляды Лидии Ильиничны противоречили официальной советской психологии. Согласно советской психологической науке, психика формируется благодаря усвоению внешних общественных влияний, тогда как Божович считала, что формирование психики подчиняется врожденным закономерностям и обладает собственной внутренней логикой. Лидия Ильинична разделяла взгляды многих западных гуманистических психологов, что не могло одобряться существующей властью. Однако это не помешало Л.И. Божович проводить свои исследования и внедрять их результаты в практику работы с детьми, а также стать создателем оригинальной теории личности.