ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Известные психологи / Мартин Селигман

Мартин Селигман

 

«10 лет назад, когда я летел в самолете и
представлялся своему соседу [что я психолог],
он отодвигался от меня подальше…
А сейчас, когда я говорю людям о том,
чем занимаюсь, они хотят подойти ко мне»
М. Селигман.


Чем объясняется эффект, о котором говорит Селигман? Прежде всего, тем, что до появления основанного им направления, психология занималась в основном изучением и лечением различного рода проблем и патологий. По наблюдениям Селигмана, к тому времени (до 2000 года) количество исследований, направленных на изучение психологических проблем, превышало количество исследований о счастье и удовлетворенности жизнью более чем в 10 (по некоторым данным, в 17) раз. Поэтому и такая реакция на него, как на психолога, 10 лет назад объяснялась представлением о том, что психология – наука о патологии. В современном мире, во многом благодаря Селигману, укореняется образ психологии как науки, позволяющей сделать жизнь лучше и счастливее.

Мартин Селигман – наш современник. Он родился 12 августа 1942 года в США, штате Нью-Йорк. После окончания школы, в 1960 году поступил в университет в Принстоне. В 1964 году получил диплом по философии, однако к тому времени его уже привлекала психология. В 1967 он получил степень доктора психологии в Пенсильванском университете. Его карьера началась с помощника профессора в Университете Корнелла, затем Селигман вернулся в Пенсильванский университет, чтобы работать там профессором психологии. Там он начал работать с Р. Соломоном, который проводил в то время ряд опытов, направленных на изучение теории И.П. Павлова о возможностях формирования условных рефлексов, однако по случайности эксперимент дал совершенно неожиданные результаты, которые натолкнули М. Селигмана на идею о выученной беспомощности. Для проверки этой идеи были проведены эксперименты с участием людей, которые показали, что не только животные, но и люди могут научиться беспомощности и перестать бороться с обстоятельствами, когда понимают что наступают одни и те же последствия независимо от способа их собственных действий. Селигман предполагал, что это и есть основная причина депрессии и подавленного состояния. Однако были люди, которые в ходе экспериментов не прекращали свои попытки что-то изменить и продолжали бороться. Изучение именно таких людей привлекло Селигмана и легло в основу позитивной психологии.

Мартин Селигман – удивительно активный человек. Он состоит в 14 различных психологических и научных ассоциациях и сообществах, 1996 был избран главой Американской Психологической Ассоциации. Селигман обладатель ряда наград за открытие феномена выученной беспомощности, исследования депрессии, оптимизма и пессимизма, счастья, благополучия человека, удовлетворенности жизнью, а также за написание выдающихся книг по психологии. Он автор психологических книг по самопомощи, которые были переведены на 20 языков и стали бестселлерами, как в Америке, так и за ее пределами. Самые известные среди них: «Беспомощность», «Оптимизм, которому можно научиться», «Оптимистичный ребенок», «Что вы можете изменить и чего не можете», «В поисках счастья». Селигман опубликовал более 200 статей по темам своих исследований в известных престижных современных изданиях – «Нью-Йорк Таймс», «Ньюсвик», «Тайм» и многих других. Он частый участник разных радио и телепередач. Селигман входит в сотню выдающихся психологов XX века (31 место), а также является тринадцатым из наиболее цитируемых в учебниках психологии исследователей. Сегодня он - директор Центра Позитивной психологии в Пенсильванском университете.

Мартин Селигман женат, у него семеро детей, уже есть внуки. Он говорит в интервью, что его любимый цвет – пурпурный, так как этот цвет, по его мнению, обладает удивительным успокаивающим эффектом. Селигману нравится играть в бридж, в котором он к тому же преуспел, выигрывая различные соревнования.
 
Основные идеи:

  • Люди могут оставить свои попытки изменить ситуацию, если видят, что наступающие последствия не зависят от того, каковы их личные действия по этому изменению, они просто смиряются с ситуаций и начинают чувствовать себя неспособными что-либо изменить – научаются беспомощности или пессимистическому отношению к ситуации;
  • Выученная беспомощность – одна из основных причин депрессии, подавленности, пассивного поведения;
  • Терапия депрессии может основываться на том, чтобы снова научить людей ощущать себя в состоянии изменить собственную жизнь, принять ответственность на себя;
  • Психология должна помогать не только лицам с серьезными психологическими проблемами, но и обычным людям в том, чтоб сделать их жизнь счастливее;
  • Некоторые люди изначально обладают оптимистичным взглядом на мир (те, кто продолжают бороться с обстоятельствами);
  • Оптимизму можно научиться благодаря изменению своего мышления из негативного в позитивное.