Психологическое консультирование: к вопросу о дистантном консультировании

05.01.2013

психологическое консультирование     Как бы мы не относились к ускорению темпа современной жизни и быстрому развитию технического прогресса – положительно или отрицательно – нам следует принять этот факт. Как следует принимать и то, что все большее количество людей открывают для себя возможность получения профессиональной психологической помощи опосредованно: по телефону, через переписку, а также онлайн – через средства сети Интернет (такие как Skype и др.). И, если письменное и телефонное консультирование возникли достаточно давно, то психологическое консультирование через сеть Интернет как вид услуг стало активно развиваться в последние два – три года (в силу понятных причин – все шире становится доступность всемирной паутины).

Психологическое консультирование: суть и особенности традиционных видов дистантного консультирования

     К наиболее традиционным видам дистантного консультирования относят письменное и телефонное консультирование.

     Письменное консультирование представляет собой обмен письмами с психологом, психотерапевтом, причем письмами как напечатанными, так и написанными от руки (второе даже более приветствуется). Письма обладают поистине исцеляющим эффектом, многие психотерапевтические техники построены с использованием написания писем. Процесс такого консультирования проходит в два этапа – психодиагностики и непосредственно самого консультирования.

     Телефонное консультирование появилось в середине двадцатого века и продолжает существовать до сих пор – в виде горячих линий для людей с разными психологическими проблемами (переживание домашнего насилия, желание покончить с собой и др.). Основными принципами этого вида являются доверительность и анонимность. Процесс телефонного консультирования, а также самого телефонного звонка проходит в несколько стадий.

Психологическое консультирование: преимущества и недостатки онлайн консультаций через Интернет

     Недостатки онлайн консультирования практически те же, что и в случаях других типов дистантного консультирования: возможность обратившегося клиента в любой момент прервать контакт (что не всегда безвредно для консультативного процесса), недостаточная возможность для психолога наблюдать за невербальным поведением клиента. К тому же, сюда гораздо чаще обращаются клиенты с «несерьезной» мотивацией: желающие проверить психолога и др.

     Подобный тип психологического консультирования обладает рядом важных преимуществ. Онлайн консультирование позволяет получить профессиональную психологическую помощь тем, кто не может позволить себе очную консультацию в силу финансовых затруднений (онлайн консультации на порядок дешевле очных) либо из-за проживания в достаточно отдаленном районе от ближайшего центра оказания психологической поддержки и помощи.

     Психологическое консультирование онлайн преодолевает некоторые барьеры, мешающие клиентам обратиться за очной консультацией, такие как смущение, стыд, опасение, что кто-то посторонний узнает об обращении  к психологу или о сути и подробностях его проблемы.

     Как и другие типы дистантного консультирования, онлайн консультирование позволяет практически любому человеку обратиться за профессиональной психологической помощью и консультацией, находясь в безопасной и комфортной обстановке, тогда как обстановка в ситуации очной консультации не является слишком привычной и несет дополнительный стресс.

     Нужно отметить, что онлайн консультирование, как и другие типы дистантного консультирования, не может заменить полностью очное консультирование, так как не дает возможности решать все психологические проблемы. Однако оно может быть весьма полезным во многих ситуациях, поэтому потенциальным клиентам не стоит пренебрегать таким шансом на лучшее понимание жизненной ситуации, прояснение непонятных психологических явлений или сомнений в чем-либо, а также на собственное личностное развитие.

Все статьи по теме Статьи по психологическому консультированию