ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Статьи по психологии и педагогике / Статьи по психологическому консультированию / Психологическое консультирование: значение эмоциональной и психологической поддержки

Психологическое консультирование: значение эмоциональной и психологической поддержки

22.03.2012

психологическое консультированиеЧто такое психологическое консультирование?

Наша страна сегодня - огромное учебное заведение. Мы учимся всему, а главное – новой жизни, новым правилам в этой жизни. Процесс этого научения идет достаточно быстро и довольно болезненно. И в первую очередь в нашей душевной и духовной жизни. Может быть, во многом благодаря этому в последние годы консультирование и  психотерапия по-настоящему входят в нашу повседневную жизнь.  Их востребованность растет с каждым месяцем.  И уже не хватает профессиональных психотерапевтов. Уже начинает высоко цениться качество психотерапевтической помощи и психологической поддержки.

Психологическое консультирование — это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей. Для диалога недостаточно обычного языка общения, недостаточно слов. Необходимо соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров. Клиент выбирает консультанта интуитивно, часто ориентируясь на его формальные характеристики, воспринимая как специалиста или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Задачи консультанта более широки, более сложны. Он в большей степени ответственен — состоится или не состоится диалог. Именно он ищет и путь к индивидуальности, выбирает тот профессиональный инструмент, который позволит сделать общение действительно глубоким, а консультирование — эффективным. Незаменимым помощником в этом трудном процессе выступает психологическая и эмоциональная поддержка.

Понятие психологическая и эмоциональная поддержка больше тяготеет к гуманистическому подходу к клиенту, поскольку подразумевает как бы изначально его активность и стремление к позитивным изменениям. Думается именно этот смысл вкладывается в понятие консультантами и психотерапевтами данного психологического направления.

Фактически все консультанты соглашаются с тем, что хорошие отношения помощи необходимы для эффективной работы с клиентами. Некоторые специалисты полагают, что наличие этих факторов не только необходимо, но и достаточно для того, чтобы с клиентами произошли конструктивные изменения [6,7].

Психологическая поддержка в консультировании

Carkhuff и его соавторы (цит. по Рики-Джордж [12]) провели широкое научное исследование так называемых «сущностных условий» эффективного консультирования. Это исследование обнаружило, что успешно функционирующие консультанты демонстрируют высокий уровень проявления качеств, вне зависимости от их теоретической ориентации. Исследователи отмечают, что понятие психологическая поддержка встречается в теории и практике психологического консультирования и психотерапии гораздо реже, чем такие понятия как помощь, эмпатия, искренность, позитивное отношение и конкретность и часто употребляется для обозначения конкретного способа психологической поддержки. Именно этими понятиями мы и будем руководствоваться в своем дальнейшем исследовании, подразумевая при этом одно – психологическую поддержку.

Бурнард Филипп [3] считает, что весь процесс консультирования представляет собой акт психологической поддержки. Консультант большую часть времени является адвокатом клиента. Его целью становится оказание помощи клиенту. То есть все вмешательства, совершаемые в процессе консультирования, должны быть наполнены чувством заботы и поддержки. Никогда целью консультирования не ставится чтение нотаций или «исправление жизни» другого человека. На самом деле задача консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных самим клиентом жизненных проблем. В этой ситуации консультант выступает в качестве «сопровождающего», а не в качестве человека, лучше оснащенного для жизни, по сравнению с клиентом.

Zeig  (цит. по Рики-Джордж[12]) описывает психологическую поддержку в психотерапии как «ситуацию, где терапевт помогает пациенту позволить себе совершить что-то из того, на что он надеялся, но не мог сделать из-за неверия в то, что это возможно». Хотя в этом определении психологическая поддержка озвучивается как мотивирование, автор позднее поясняет, что психологическая поддержка в психотерапии — это «помощь людям в раскрепощении себя».

С. Глэддинг [4], он отмечает, что существует почти единодушное мнение, разделяемое и практиками и теоретиками, что проявление психологической поддержки является одним из самых важных элементов консультирования, который одинаково необходим на всех стадиях консультирования.

Способность оказать психологическую поддержку клиенту, полагает Г.А. Берулава [2], это во многом не алгоритмизированное умение,  а искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами интуиции, заложенными в подсознание человека.

Целью психологической поддержки, подчеркивает автор [2], является не манипулирование  клиентом в русле выстроенной психологом модели его личности и поведения, а создание условий для эффективного саморазвития личности путем формирования у нее механизмов самообучения и самовоспитания. В этом случае каждый  человек сам становится для себя психологом, хозяином своей судьбы, поскольку возможности самопознания и саморегуляции деятельности, производящие в итоге запуск механизмов самообучения и самовоспитания, намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий психолога. Человек, способный понимать и оценивать свои мысли и чувства, в дальнейшем становится способным управлять ими, он становится в итоге более свободным и независимым, гораздо в меньшей степени подверженным влиянию чужой воли, чужих мнений.

Консультант через отношения предоставляет клиентам систему поддержки, которая часто обеспечивает необходимую стабильность для того, чтобы клиент мог пойти на риск и изменить поведение.

К. Роджерс [7] считает, что клиенты способны конструктивно измениться, если они обеспечены правильными воспитывающими условиями. Это отношение эквивалентно любви, выраженной в соответствии с христианской концепцией «любви к ближнему», без каких-либо романтичных или собственнических оттенков. Роджерс проводит аналогию с чувством любви, которое родители испытывают по отношению к своим детям, ценя их как людей независимо от их специфического поведения в любой момент.

Свое согласие с  К. Роджерсом выражают Carkhuff и Berenson [12], они  считают, что психологическая поддержка понимается как ненавязчивая теплота и забота терапевта.

На близких позициях с К. Роджерсом, Carkhuff и Berenson находятся А.И. Айви  и М.Б. Айви [1], они считают, что клиент не может творчески развиваться, если психотерапевт или консультант не создает атмосферу душевного тепла и поддержки.

Теплота к другому человеку передается также невербально через контакт глаз, тон голоса, выражение лица, позу и прикосновения. Консультанты должны осознавать невербальные сообщения, которые они посылают клиентам; они должны учиться передавать свою теплоту и отношение невербально.

D. W. Johnson [11], определил невербальные сигналы, которые выражают теплоту и холодность. Данные сигналы представлены ниже (см. Таблицу 1). Консультанты могут научиться действовать таким образом, чтобы клиенты воспринимали их «теплыми», но эти чувства должны быть реальными и подлинными.

Таблица 1

Невербальные сигналы теплоты и холодности

Невербальный сигнал Теплота Холодность
1. Тон голоса Мягкий Жесткий
2. Выражение лица

Улыбающееся, заинтересованное

Бесстрастное, хмурое, незаинтересованное
3. Поза

Склоняется к партнеру, расслабленная

Отклоняется от партнера, напряженная

4. Контакт глаз

Смотрит в глаза партнера

Избегает смотреть в глаза

5. Прикосновения

Мягко прикасается к партнеру

Избегает прикасаться к партнеру

6. Жесты

Открытые, приветливые

Закрытые, оборонительные

7. Пространственное расположение 

Близко к партнеру

Далеко от партнера

С. Глэддинг [4] обращает внимание на то, что результативность консультации можно увеличить, если консультант будет в нужный момент проявлять эмпатию, одобрение, заботу, внимательность, восприимчивость, искренность и психологическую поддержку.

Эмоциональная поддержка в психологическом консультировании

Одной из главных особенностей психологической поддержки в личностно-центрированном подходе К. Роджерса [7] является концентрация на эмоциональной, а не интеллектуальной стороне отношений. Чистое знание не может помочь клиенту; действие знаний может быть блокировано эмоциями, которые сопутствуют поведенческим актам. Клиент может обладать интеллектуальным знанием ситуации, но, поскольку реагирует он на нее эмоционально, это знание не способно изменить его поведение. Хотя обычно клиент говорит о конкретных ситуациях и том содержании, которое в них присутствует, личностно-центрированный консультант пытается помочь клиенту сосредоточиться на тех чувствах, которые клиент испытывает по отношению к себе, другим людям и событиям, присутствующим в его мире. В это время очень уместно использовать еще и эмоциональную поддержку.

D. Blocher [10] считает, что психологическая эмоциональная поддержка оказывает существенное влияние на:

  • Облегчение изменения поведения;
  • Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения;
  • Увеличение продуктивности клиента и его способности
    к преодолению трудностей;
  • Помощь в процессе принятия решений.

Р. Кочюнас [5] отмечает, что нужно обязательно обращать внимание на чувства, когда они вызывают проблемы в консультировании или могут поддержать клиента, помочь ему.

Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства. В этом случае полезно оказать клиенту эмоциональную поддержку. Например, если клиент, которому трудно уйти с работы раньше времени, приходит на консультативную встречу вовремя, следует это отметить: «Как хорошо, что Вы смогли прийти вовремя!». Или когда клиентка с затянувшейся депрессией говорит, что смогла подняться с кровати, убрать в комнате и приготовить себе обед, мы, понимая значимость события, должны порадоваться вместе с ней удачному «продвижению» в преодолении депрессии.

К. Юнг [8] отмечает: «Контакт двух личностей похож на соединение двух химических веществ; оба изменяются, если происходит реакция. Если психотерапия идет эффективно, предполагается, что терапевт оказал влияние на пациента; но возникновение такого влияния возможно только в том случае, когда врач тоже испытывает его на себе». Необходимо личное участие человека, чтобы понять смысл красоты, любви или других понятий, известных как ценности жизни. Несерьезно считать, что можно познать человека с помощью научного анализа и формул. Понимание как участие - вот истинный путь познания.

Таким образом, главная задача консультанта состоит не только в том, чтобы показать клиенту, где, когда и что клиент неправильно сделал, чтобы реализовать свой потенциал, но также и пытаться оказывать клиенту психологическую поддержку, чтобы он смог проживать существование настолько полно, насколько это возможно. Через  отношения клиенты учатся познавать свои мысли, чувства, установки, ценности и поведение, и в результате этого процесса они становятся способными расти и изменяться. Такой процесс самоисследования становится возможным благодаря особому терапевтическому климату, сложившемуся в процессе консультирования с использованием психологической и эмоциональной поддержки.


Литература:

1. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия М., 1999, с. 38, 59
2. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога М., 2003 с.35, 58
3. Бурнард Филипп Тренинг навыков консультирования, ПИТЕР 2002, с. 18-19, 22-28, 32-33, 41-42
4. Глэддинг С. Психологическое консультирование, СПб 2002, с. 172, 197-198
5. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия М., 2004 с. 47-53
6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования СПб, 2000, с.73-77
7. Роджерс К. Эмпатия – психология эмоций М., 1984, с. 56-63
8. Юнг К.Г. Практика психотерапии М., 2003, с.79-87
9. Berenson В. G., Carkhuff R. R. (Eds.) Sources of Gain in Counseling and Psychotherapy. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1987.
10. Blocher D. Н. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966.
11. Johnson D. W. Reaching Out: Interpersonal Effectiveness and Selfactualization, 1990
12. Carkhuff R. R., Berenson B. G. Beyond Counseling and Therapy, 2nd Ed. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1977.

Автор: Осипов Денис Владимирович, кандидат психологических наук, сертифицированный мастер-тренер по позитивной психотерапии (Германия), коуч, спортивный психолог.

Источник: Журнал практического психолога. 2005. №3.

Все статьи по теме Статьи по психологическому консультированию