ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Статьи по психологии и педагогике / Статьи по психологическому консультированию / Символдрама: особенности психологической работы с детьми и подростками

Символдрама: особенности психологической работы с детьми и подростками

11.04.2014

СимволдрамаМетод символдрамы, будучи разработанным в середине прошлого столетия, уже прочно вошел в список наиболее эффективных психотерапевтических методов. Сегодня большое количество специалистов с удовольствием осваивают (символдрама обучение) и применяют техники символдрамы в своей работе. Создателем кататимно-имагинативной психотерапии (как иначе называется символдрама) является Х. Лейнер, немецкий психиатр. Символдрама является глубинно-ориентированным психотерапевтическим направлением (так называемый «психоанализ в образах») и  относится к краткосрочному типу психотерапии. Узнать больше о символдраме можно из статьи «Символдрама как эффективная психотерапевтическая методика».

Метод символдрамы подходит не только взрослым пациентам, но также и детям и подросткам. Техники символдрамы эффективны в работе с такими проблемами детского и подросткового возраста как тревожные состояния, страхи и фобии, депрессивные состояния, сложности выбора и самоопределения, нарушения детско-родительских отношений и отношений с окружающими людьми и др. Больше об этом читайте в статье «Символдрама: особенности и принципы работы».

Психологическая работа с детьми и подростками по методу символдрамы имеет свои отличительные особенности по сравнению с работой со взрослыми пациентами. Прежде всего, это различия в эмоциональной установке психолога (психотерапевта). При работе с детьми специалист по символдраме (кататимно имагинативной психотерапии) должен проявлять большую активность, доброжелательность, бодрость, больше демонстрировать позитивное отношение к маленькому пациенту и радость от его прихода (как от прихода старого знакомого, с которым давно не виделся). Также имеет место некоторая подстройка под поведение ребенка/подростка: со сдержанным и серьезным ребенком терапевт более сдержан, со свободным и открытым ребенком терапевт ведет себя более свободно.

Длительность сеанса переживания образов также различается. Если для взрослых и подростков она составляет примерно 20 минут (можно чуть больше, но в пределах 40 минут), то для детей рекомендуется длительность от пяти до двадцати минут максимум (в зависимости от возраста). Перед началом психологической работы по методу символдрамы очень важно установить позитивный эмоциональный контакт с ребенком. Чтобы заинтересовать ребенка, можно предложить ему представление образов в качестве игры (или своеобразного теста, если на приеме подросток).

С детьми, как правило, используется игротерапия (с маленькими) и разговорная терапия (с детьми постарше и подростками). Символдрама (кататимно имагинативная психотерапия) гармонично сочетает преимущества этих методов и позволяет решить проблемы ребенка достаточно мягко, на символическом уровне, без проговаривания и интеллектуального осмысления, к которым ребенок может быть просто не готов. К тому же, техники символдрамы хорошо сочетается с методами арт-терапии (изотерапии, сказкотерапии, песочной терапии).  

Изучить техники символдрамы вы сможете, пройдя программу профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование по методу символдрамы» (символдрама обучение). Данная программа позволяет освоить все необходимые знания и навыки для работы с клиентами с использованием символдрамы.

Все статьи по теме Статьи по психологическому консультированию