Общение - это очень важная часть человеческой жизни. Специалисты по направлению «практическая психология общения» подчеркивают, что потребность
в общении проявляется у человека, начиная с самого раннего возраста, и остается актуальной всегда. Необходимость вступать в коммуникацию с окружающими включается практически во все сферы жизни человека (личную, профессиональную и др.), общение - неотъемлемая часть повседневности. Именно поэтому трудности, возникающие в общении, приносят человеку существенные неудобства, дискомфорт, отрицательные эмоции и переживания, мешают достижению его жизненных целей. Трудности в общении называются барьерами, а умение их преодолевать является полезным и необходимым для любого современного человека.
Согласно данным психологии общения, барьеры общения могут быть вызваны как объективными, так и субъективными причинами, могут быть связаны с различными обстоятельствами, с тем, что все люди разные, и у каждого свой собственный набор установок, мотивов, целей, черт характера и др. Рассмотрим основные наиболее часто возникающие барьеры общения, выделяемые специалистами в области психологии общения:
- барьер общения возникает тогда, когда собеседники в одни и те же слова вкладывают различный смысл, в этом случае они не понимают друг друга (такой барьер носит название семантического);
- если вы (или ваш собеседник) не умеете связно и аргументировано выражать свои мысли, идеи и мнение, тогда в общении возникает серьезное затруднение (так называемый логический барьер);
- трудности в общении могут быть связаны с дефектами речи, нечетким, трудным для восприятия звукопроизношением;
- барьером общения может выступить акцентуированная, сильно выраженная черта характера, личностная особенность человека, которая мешает собеседнику, раздражает его (таким же эффектом может обладать тот или иной стиль общения человека);
- барьеры общения возникают в случаях, когда у собеседников разные мотивы и цели вступления в коммуникацию, когда принципиально различаются их морально-нравственные позиции.
Хотите научиться делать комплименты? В этом вам поможет статья «Эффективное общение: комплименты». Ищите качественные курсы по психологии общения (общение курсы)? Тогда вам сюда: Факультет психологии общения и отношений.
Также общение затрудняется грубостью, некомпетентностью в обсуждаемых вопросах, неумением слушать и слышать, предвзятым отношением к собеседнику, наличием сильных отрицательных эмоций у одного или обоих участников коммуникации. Серьезным барьером становится и неуверенность в себе (в ее основе может быть низкая самооценка, иррациональные убеждения относительно себя и других людей, социальные страхи).
Как преодолеть барьеры общения? Психология общения дает ответ: прежде всего, оценить ситуацию и определить, что на самом деле является причиной возникшей трудности. Если причина в вас самих, то нужно предпринять действия по ее устранению (к примеру, учиться слушать других, развивать в себе ассертивность и др.). Эффективной стратегией является игнорирование барьеров общения (в ситуациях, когда важно решить какую-либо проблему). Когда проблема касается ваших взаимоотношений с другим человеком, игнорируйте барьеры и говорите о чувствах, переживаниях, отношениях - своих и партнера (используйте «Я-высказывания», отражайте чувства вашего собеседника). Когда обсуждаемая проблема не касается взаимоотношений, следует говорить лишь о ее сути. Полезно развивать в себе такие качества как чувствительность, эмпатия. Будьте объективны, тактичны, открыты, проявляйте уважение к другим.
Вам интересно направление «практическая психология общения»? В нашем Институте психологии есть именно те курсы по психологии общения (общение курсы), которые вам нужны. Поступайте на курс повышения квалификации «Бизнес-тренинг. Основы эффективного общения и поведения» и позитивные результаты не заставят себя ждать!