ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Статьи по психологии и педагогике / Статьи по психологии спорта / Интервью с тренером СДЮШОР ЦСКА по баскетболу Александром Груичем (Сербия)

Интервью с тренером СДЮШОР ЦСКА по баскетболу Александром Груичем (Сербия)

23.03.2012

Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в спорт и как так случилось, что Вы стали детским тренером?

У меня спортивная семья, мой папа занимался самыми разными видами спорта. Бокс, футбол, волейбол и другие. Хотя он не занимался ими профессионально, но все их очень хорошо знает. Это увлечение осталось до сих пор, он и сейчас много уделяет этому времени, читает о спорте, постоянно смотрит все спортивные программы. Когда я был ребенком, он мне покупал разный спортивный инвентарь: футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи, бадминтон, настольный теннис. Так что я с малых лет приобщился к спорту. Вначале я занимался в секции футбола и наша команда занимала первые места на соревнованиях. Потом я пошел в настольный теннис, был даже чемпионом.

И сколько Вам было лет, когда Вы стали чемпионом?

Мне было 14 лет. И меня сразу позвали в одну из лучших юношеских команд Сербии по настольному теннису, но нужно было далеко ездить на тренировки. Я отказался и записался в секцию по баскетболу, которая располагалась рядом. С тех пор я увлекся баскетболом.
После армии, на одном турнире получил травму локтя, и вынужден был сделать перерыв в играх. И тогда мне один тренер предложил потренировать детей. Я согласился. Так началась моя карьера детского тренера. Мне вообще и раньше нравилось показывать другим то, что я знал и умел. Хотя в то время я еще пока не думал профессионально этим заниматься.

Что произошло в вашей жизни, что Вы стали заниматься этим профессионально?

Я познакомился с Александром Николичем. Этого человека считают отцом югославского баскетбола. И считают по праву. Он создал очень хорошую школу, которая не имеет равных в Европе. Общение с ним изменило все мое представление о баскетболе.

А как Вы познакомились с Александром Николичем?

Это был баскетбольный спортивный лагерь, где Александр Николич делился своим опытом. Вообще этому лагерю в Сербии уже 30 лет. Туда я приезжал каждое лето с 1997 по 2000 год. Надо сказать, что там было тяжело и физически, и психологически. День у нас начинался в 6 утра с зарядки, и занимались мы практически до самой ночи. У нас были тренировки, семинары. Семинары, например, могли начинаться часов в девять вечера и продолжаться даже часов до двух ночи. Баскетбол для Александра Николича был его жизнью. Все, что знал, умел он всем этим делился со своими учениками с большим удовольствием.

А что было потом?

2 года учился в высшей тренерской школе, после ее окончания получил лицензию на преподавание.

То есть в Сербии деятельность тренера лицензируется?

Да. И мы должны обязательно заканчивать тренерскую школу. Тогда это было два года, сейчас - три. Потом я поступил в институт физической культуры. Но не смог доучиться, потому что меня отправили на гражданскую войну.
И уже в 2002 году, в 30 лет я решил снова поступать в институт (смеется). Я чувствовал, что мне это необходимо не смотря на то, что знал очень много про баскетбол. Мне не хватало знаний из других областей: анатомии, физиологии, психологии, педагогики.
В институте были вступительные испытания. Нужно было сдавать нормативы по бегу, по плаванию. Я думал, что я не поступлю, потому что много было молодых абитуриентов и очень серьезный конкурс. Но я молил Бога, чтобы он мне помог и в итоге я занял восьмое место. А было 200 человек. И это в 30 лет!

Вы получили очень хорошую профессиональную подготовку. А какой у Вас стаж в качестве тренера?

С 1992 года я начал, сейчас 14 лет получается.

Александр, это Ваш первый визит в Россию?

Да. И вообще за границу. Я раньше никуда из Сербии не выезжал. Мой приезд в Москву можно сказать случайность. Сергей Панов со своей детской баскетбольной школой «ПАНтерра» несколько лет назад был в сербском спортивном лагере. Когда я туда приехал, там уже работал наш тренер с русской командой. Он меня пригласил помочь. Русским понравилось, как я работал, и они меня пригласили в Москву.

Сколько времени Вы уже работаете в Москве?

8 октября будет один год.

Давайте поговорим сейчас о детском баскетболе. В Сербии много детей занимается этим видом спорта?

Да, и гораздо больше, чем здесь. Например, взять какой-нибудь город в Сербии, где население 100 тысяч человек. Из них 1000-1500 занимается баскетболом. В Москве у нас есть баскетбольная школа в Митино. Это район численностью 200-300 тысяч человек, где около 22 общеобразовательных школ. Но набрать даже 60 человек сложно. А в Сербии с 2-3 школ мы наберем 200 детей.

А как Вы считаете, почему в Москве меньше детей занимаются баскетболом?

По моему мнению, здесь очень много времени нужно тратить на дорогу. Многие родители работают и не могут детей возить на тренировки. У кого-то нет достаточно денег, чтобы отдать в секцию. Я думаю, что это один из ответов на вопрос, почему здесь меньше детей занимаются спортом и баскетболом в частности.

Александр, существует ли разница в работе с сербскими и русскими детьми?

Для меня в принципе разницы нет. Я работал в Сербии в маленьком городке, потом работал с детской сборной Сербии и сейчас здесь работаю. Я всех детей люблю и со всеми как со своими родными. Мое мнение, что если тренер работает хорошо, старается дать знания, заинтересовать ребенка, то дети это видят и возвращают тренеру сполна. Также важно любить баскетбол или вообще спорт, любить свою профессию и детей. Ведь всегда видно, работает ли тренер только за деньги или из интереса и любви. Без этого невозможно работать детским тренером.

Есть ли тренер, на которого Вы хотели быть похожи?

Я не скажу, что я хотел бы подражать кому-то одному. Вообще у любого тренера есть и ошибки, есть и хорошие вещи. От каждого я стараюсь брать самое лучшее, то, что дает ему результат.

Скажите, пожалуйста, я слышал, что сербская школа ценится своим профессионализмом. А чем она отличается от других школ?

В сербской школе взаимодействие между тренерами более открытое. Каждый может сказать свое мнение и каждый может спросить мнение другого тренера о своей работе. В России же тренеры стараются скрыть друг от друга то, что знают, не хотят делиться своими находками. В Сербии существует Ассоциация тренеров, которая проводит семинары, конференции, где все друг с другом открыто делятся опытом, знаниями. Во-вторых, в России нет преемственности. Например, известный тренер Александр Гомельский. Кого он как тренер оставил за собой? Никого. А Александр Николич, о котором я уже говорил, он воспитал таких тренеров как Желько Обрадович, Слободан Суботич, Богдан Таневич и Божидар Малкович, которые сейчас входят в число лучших специалистов Европы.

Изменился ли детский баскетбол за последнее время?

Думаю, что да. Сейчас многие родители хотят, чтобы их ребенок был великим баскетболистом. И многие дети также думают. Вот он сейчас тренируется, ему тяжело, но может быть завтра, думает мальчик, он будет играть в высшей лиге и зарабатывать большие деньги. Детский баскетбол стал сейчас тоже как бизнес.

В чем Вы видите как тренер свой результат?

Я свой самый большой успех вижу в том, что у меня 90% ребят не курят, не пьют и не употребляют наркотики. Они не хулиганы. Для меня более важно, чтобы они стали хорошими людьми, а уже потом хорошими баскетболистами. Здоровье ребенка, хорошее воспитание, его отношения со сверстниками – это я ставлю во главу угла. И если из 20 человек в высшую лигу попадет 2-3 человека, то это будет не самый плохой результат.

То о чем Вы говорите, это, прежде всего, воспитание поколения?

Да. Это так.

Какие качества формируются у детей в процессе занятий баскетболом?

Как и любой детский спорт, баскетбол учит детей быть дисциплинированными, целеустремленными, закладывает характер на всю жизнь и вообще формирует целостную личность. Он дает ребенку возможность научиться быть лидером, стать коммуникабельнее, развивает внимание, координацию. Баскетбол, по моему мнению, одна из самых красивых командных игр. А команда – это еще и отношения между людьми.

А как Вы обучаете детей взаимодействию в команде?

Этому нужно уделять особое внимание. Нужно об этом говорить с детьми. Я разъясняю им, что невозможно забросить мяч в корзину, если не будет игра в пас между игроками. И существует много баскетбольных упражнений, которые помогают решать эту задачу. Ребенок уже начинает размышлять, что если он не даст другу пас, то и этот друг потом ему может не дать мяч, чтобы тот его забросил в корзину. Моя главная идея заключается в том, что после тренировки больше должна «болеть» голова, чем ноги и руки. Так как баскетбол – это наука.

Какие сложности возникают в работе с детьми и как Вы их решаете?

Самая большая сложность – это языковой барьер. Нужно всегда думать, как сказать по-русски. Хотя я достаточно хорошо уже говорю, но иногда какие-то вещи все равно бывает сложно объяснить, и я не знаю, правильно ли меня поняли. Хотя меня ребята очень внимательно слушают. Русские тренеры говорят, что их не всегда так слушают, и что это потому, что я иностранец. Я считаю, что дело здесь в другом. Важно то, как ты относишься к своей работе, к детям. Если тренер умеет держать внимание ребят, то тогда любого будут слушать.
А все другие сложности, например, когда ребенок отвлекается, разговаривает, я решаю через общение. Я не ругаю его, а подзываю к себе и говорю, что он работает хорошо, но если он хочет играть еще лучше, то ему нужно поработать. И он идет и продолжает тренироваться. А если бы я ругался, он, может быть, две минуты был бы внимателен, а потом снова начал отвлекаться. Мне же в следующий раз достаточно только посмотреть на него, когда он балуется, он сразу извиняется, и снова работает. То есть через разговор, через свод правил ребенок понимает, что можно делать, а что нельзя. Еще у меня после каждой тренировки небольшие собрания с детьми, где я общаюсь с ними, объясняю, что было сделано хорошо, и над чем мы в следующий раз будем работать. Я считаю себя не строгим тренером. Хотя дисциплина нужна. Авторитет зарабатывается не тем, что тренер кричит на детей. Авторитет основан на знаниях, на коммуникации и на вере в ребенка. Я всегда пишу план на год и там не только тренировки, а также прописана образовательная, психологическая и социальная подготовка.

И в завершении нашей беседы, скажите, есть ли у Вас девиз, которым Вы руководствуетесь?

Если работаешь, то тебя может ждать успех или неуспех. Но если ты не работаешь и ничего не делаешь, тебе будет гарантирован неуспех.

Спасибо большое за интересное и приятное общение. Желаю Вам успехов в работе и побольше талантливых детей. Спасибо.

Интервью подготовил консультант журнала СпортОбзор.Ру
Осипов Денис Владимирович,
кандидат психологических наук,
сертифицированный мастер-тренер
по позитивной психотерапии (Германия),
коуч, спортивный психолог.

Интервью можно посмотреть также в спортивном журнале "Sportobzor".

Все статьи по теме Статьи по психологии спорта