ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Статьи по психологии и педагогике / Статьи по психологии спорта / Психология спорта: проблемы мотивации в спортивной деятельности

Психология спорта: проблемы мотивации в спортивной деятельности

17.05.2013

СпортСпортивная психология: что следует понимать под мотивацией спортивной деятельности?

     Спортивная психология (психология спорта) широко занимается проблемами мотивации спортивной деятельности, а также разрабатывает специальные методы, техники и приемы для развития, повышения мотивации и ее сохранения на стабильно высоком уровне, потому как наличие сильной мотивации – одно из непременных условий достижения хороших результатов и победы.

     Начиная обсуждение указанной проблемы, правильнее было бы вникнуть в суть её названия по частям. Спортивной деятельностью человека можно было бы назвать деятельность человека, связанную, прежде всего со спортом непосредственно -  в качестве спортсмена, а также тренера, спортивного психолога, врача, массажиста, техника (в технических видах и там, где применяются не только возможности человека) и т. д. Спортивная психология выделяет целый ряд специалистов, осуществляющих подготовку спортсменов к соревнованиям.

     Следует в данной статье остановиться на спортивной деятельности человека, занимающегося спортом в качестве спортсмена, причём не в периоде онтогенеза, а в конкретном периоде жизни. Правильнее было бы выбрать конкретный период в жизни спортсмена, имеющего конкретную подготовку, в конкретном виде спорта и конкретные спортивные цели. Тогда становится понятней разница в мотивационных подходах к одной и той же проблеме разных людей одного уровня. Но, видимо, придется выходить за обозначенные рамки, рассматривая более широкие понятия, характерные для психологии спорта вообще и для мотивации спортивной деятельности — в частности.

     Под термином «мотивация» в данном случае будет пониматься комплекс психологических, эмоциональных, моральных, материальных стимулов, сочетание которых является гибким и служит для достижения более высоких целей. Соответственно, сужая понятие мотивации до уровня мотивации спортивной деятельности (то, что и изучается направлением «психология спорта»), необходимо рассматривать его в контексте возможных взаимосвязей с достижением более высоких спортивных результатов.

     Не вдаваясь в подробности различных классификаций мотивации, в том числе спортивной деятельности, будем рассматривать это словосочетание с точки зрения побуждения занятий спортом и принятия мер к повышению этой самой мотивации (психологическое консультирование спортсменов).

     Ищите программу по спортивной психологии (спортивная психология курсы)? Заходите на страницу Факультета психологии спорта!

Спортивная психология: виды, функции и задачи мотивации спортсмена

     За время существования в рамках направления «спортивная психология» проблема мотивации была изучена достаточно широко, были разработаны подходы к классификации мотивации спортсмена, а также обозначены функции и выделены задачи спортивной мотивации.

     Прежде чем начать работу с мотивацией спортсмена, спортивный психолог определяет тип мотивации. Следует отличать мотивацию спортивной деятельности по периодам занятия спортом:

  • начальную, когда требуется сделать первые (иногда — самые трудные) шаги;
  • циклическую, когда для достижения каждого результата, каждой вершины в процессе спортивной деятельности приходится сделать усилие над собой;
  • завершающую, когда для достижения главной цели требуется совершить сверхусилие и превзойти самого себя для завоевания главного трофея жизни.

     Можно предположить, что рассматривая составляющие части мотивации, а именно: потребности спорта, мотивы как факторы регулирования, и цели, которые необходимо не только поставить, но и достигнуть, необходимо перечислить основные функции мотивации. К ним следует отнести:

  • функции запуска спортивной деятельности;
  • функции поддержания тонуса активности;
  • регулирующие функции;

     Задачами мотивации могут стать:

  • удовлетворение потребностей и желаний;
  • нахождение мотивов, как направляющих регуляторов;
  • достижение поэтапных целей.

     Рассматривая мотивацию в рамках направления «спортивная психология» (психология спорта) как одну из необходимых частей успешности того или иного спортсмена, видимо, следует присмотреться к индивидуальному сочетанию его мотивов, являющихся составляющими этой мотивации. Нет необходимости приводить классифицирующие признаки мотивов и рассматривать различия в подходах к классификациям мотивов у различных авторов.

Спортивная психология: соотношение понятий «цели», «мотивы» и «мотивация»

     В такой отрасли как «спортивная психология» термины «цель», «мотив» и «мотивация» звучат особенно часто. Как они соотносятся между собой?

     Попробуем расставить акценты на понятиях из цепочки «мотивы — цели — мотивация» на примере образного примера. Предположим, человек, стоя на точке А, знает, что ему надо двигаться на север, по компасу он определяет направление и идет обычным шагом с целью попасть в точку В. С определенной степенью достоверности можно сказать, что когда речь идет о первом шаге, о скорости движения, об экономии энергии (чтобы хватило сил), об ускорении на последних шагах перед целью — можно вспомнить мотивацию. Если же говорить о выборе направления, определение траектории пути, длине шага, дополнительном питании на маршруте, промежуточных бонусах, надо подразумевать комплекс мотивов. А вот когда приходиться отвечать на вопрос о том, на какое расстояние передвигаться, на какую высоту подняться и где находится предел желаний и мечтаний — можно сказать, что там и находится цель.

     Таким образом, при произношении слова «цель» в рамках направления «спортивная психология» следует вспомнить вопросы: что, какое, на каком расстоянии; при слове «мотив» — где, как, куда, что для этого надо, что за это будет, каким образом, когда, как я при этом выгляжу, победить — не победить, а не лучше ли избежать поражения? Тогда как слово «мотивация» ассоциируется с вопросами: как начать, как добраться вовремя, успею ли, хватит ли сил, чтобы не упасть, зачем, почему, что и как я могу применить, чтобы успеть?

     Примитивизм перечисленных вопросов не отражает истинного спектра личностных характеристик человека, но означает, что мотивация подразумевает мобилизацию жизненных сил и возможностей для достижения поставленной цели (или поставленных целей) и поддержания устойчивого или нарастающего желания их достижения с помощью определенных мотивов или побуждающих факторов, причем - определенным способом.

Спортивная психология: практические наблюдения особенностей мотивации спортсменов

     Наблюдая за различными группами спортсменов в течение почти 40 лет (как в командах, так и индивидуально), а также беседуя с ними, мне удалось составить довольно цельную картину мотивационных сочетаний у спортсменов. Но, изначально хотелось бы разделить мотивационный фон по следующим признакам:

  • наличие страха и борьба с ним (экстремальные виды, технические, скоростные виды и т. д.);
  • наличие непосредственного партнера и борьба с ним (единоборства, командные, игровые виды);
  • отсутствие непосредственного партнера и отсутствие угрожающих обстоятельств, но борьба только с самим собой (спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание и т. д.).

     Кроме того, появилось понимание того, что последствия мотивационного проявления у спортсменов могут быть различными:

  • получение удовлетворения от преодоления себя на тренировках и занятиях;
  • получение удовольствия от самопреодоления;
  • преодоление себя волевым способом без всякого удовлетворения и без удовольствия;

     Интересной кажется мысль о том, что подтверждается многими авторами в своих работах в области «спортивная психология», а именно: мотивы, побуждающие к занятиям спортом, могут быть внутренними (то есть исходящими из самого себя) и внешними (то есть - извне).

     Хотелось бы выразить предположение о том, что выбор спорта для людей примерно одинаково мотивированных (чисто теоретически) вероятнее всего связан с проявлением индивидуальных качеств и, соответственно,  поведением, которое позволяет нам различать «индивидуалистов» и «коллективистов».  Поэтому здесь наблюдается различное сочетание мотивов с преобладанием соответствующих названию.

     Кроме того, существуют различия в мотивированности начинающих спортсменов по первичным побуждающим стимулам, связанным с личностными особенностями и комплексами человека. Со всем этим приходится иметь дело тренеру, который (волей-неволей) становится психологом, а также консультирующему спортивному психологу, который есть не в каждой команде. Эффективное психологическое консультирование спортсменов позволяет успешно решать практически любые проблемы, которые связаны со спортивной мотивацией. Больше узнать о спортивной мотивации можно из статьи «Спортивная психология: мотивация в подготовке спортсменов». Если вы хотите в целом разобраться в том, чем занимается спортивный психолог, то вам будет полезна статья «Психология спорта: что может спортивный психолог?».

     Если вы стремитесь научиться эффективно осуществлять психологическое консультирование спортсменов и ищите подходящую образовательную программу (спортивная психология курсы), то программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование в спорте», представленная в Институте позитивных технологий и консалтинга, - это то, что нужно именно вам для успешного профессионального роста.

Выводы

     Рассматривая проблемы мотивов и мотивации спортивной деятельности в рамках направления «спортивная психология», выявлены функции мотивации: запуска, поддержания тонуса, регулирования. Также определены задачи: - удовлетворение потребностей; - нахождение регулирующих мотивов;  - достижение целей.

     Рассмотрено образное представление цепочки «мотивы — цели — мотивация». Приведены примеры классификации мотивационного фона спортсменов с точки зрения экстремальности, с точки зрения удовольствий, с точки зрения происхождения мотивов (изнутри — извне). Перечислены различия мотивационного подхода с личностно-ориентированным акцентом.

     Синтезируя представления о проблемах мотивов и мотивации спортсменов, необходимо отметить, что мотивация — это не только движущая сила, позволяющая спортсменам одерживать победы, но и позволяющая находить в себе силы тренироваться на пределе своих сил и возможностей, делать эти победы неокончательными, ставить и достигать цели, находить и трансформировать побуждающие мотивы, регулировать свое состояние (в т.ч. предстартовое), контролировать цикличность подготовки и достигать пика формы. Мотивация — это инструмент активации всех возможностей спортсмена.

Спутнов В.В., выпускник ИПТК,
программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование в спорте»

Все статьи по теме Статьи по психологии спорта