Спортивная психология: система психологического сопровождения

23.03.2012

психология спортаСпортивная психология о психологическом сопровождении спортсменов

     Успех в спорте – это всегда удачное сочетание большого количества условий, и заранее никогда нельзя сказать, что именно окажется решающим для победы. Поэтому необходимо учитывать самые разнообразные факторы, а пренебрежение любым из направлений тренировки спортсмена может привести к неудаче даже в самой внешне благополучной ситуации. К сожалению, психологическая подготовка белорусских спортсменов (психологическое консультирование спортсменов) уже давно не является объектом пристального внимания тренеров и спортивных чиновников, и сегодня этот факт очевиден даже неспециалистам.

     Психологическая подготовка в спортивной психологии (психологическое консультирование спортсменов) – это комплекс мероприятий по работе с психикой спортсмена. Физиологической основой психики является нервная система, которая функционирует подобно другим системам – мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д., но гораздо чувствительнее к различным воздействиям. И это естественно, так как именно нервная система и психика управляют всей деятельностью организма, координируя работу всех его систем. Поэтому игнорирование психологической подготовки в спорте высших достижений и особенно в подготовке олимпийского резерва просто недопустимо.

     С точки зрения спортивной психологии, в системе психологического сопровождения спортивной деятельности следует выделить две части – организационную и методическую.

     Организовать работу спортивного психолога – это значит определить его статус и роль в тренировочном процессе, конкретизировать задачи и условия их решения, обеспечить регулярность и единообразие психологического воздействия и т.д.

     Система психологического сопровождения спортивной деятельности (психологическое консультирование спортсменов) в Советском Союзе была хорошей, но не идеальной, а в условиях независимой Беларуси должна и вовсе претерпеть существенные изменения и, прежде всего, в своей направленности. Например, некоторые чемпионаты СССР по составу участников были сильнее чемпионатов мира, поэтому главной задачей для спортивных ученых был отбор лучших из большого количества хороших спортсменов. В относительно небольшой Беларуси более важна подготовка спортсмена высокого класса, что ориентирует работу психолога на индивидуальный подход в развитии психических качеств, и начинать эту деятельность желательно как можно раньше.

Спортивная психология: рекомендации по организации системы психологического сопровождения

     На основании анализа опыта советской школы, спортивной психологии и современных условий в Беларуси я предлагаю следующие рекомендации по организации отечественной системы психологического сопровождения (психологическое консультирование спортсменов):

  1. Закрепить психологов за каждым видом спорта. Один вид – как минимум, один специалист!
    Только такой подход поможет индивидуализировать усилия специалиста, построить долгосрочную стратегию психологической подготовки. Процесс адаптации спортсменов к спортивному психологу и наоборот требует времени, и максимальный эффект можно получить только при систематической и индивидуальной работе, в условиях взаимного доверия и общности целей.
    Соревновательная активность в различных видах спорта специфична по своему содержанию – индивидуальные и групповые виды, контактные и бесконтактные, с противодействием сопернику или природе и т.д. Перебрасывание специалиста с одного вида спорта на другой не способствует реализации всех его возможностей и требует большого опыта работы для подобных переключений.
  2. Для решения проблемы кадров можно использовать разные формы, среди которых наиболее удачным является сотрудничество на договорных условиях со специалистами из различных областей психологии, так как спорт – модель жизни!
    Стремление использовать только штатных сотрудников спортивных организаций и учреждений ничем не обосновано и существенно ограничивает выбор специалистов и, на мой взгляд, вызвано только неумением или нежеланием искать оптимальные варианты конструктивного сотрудничества. Договорные условия позволяют экономично и оперативно подбирать наиболее эффективного в конкретной ситуации специалиста без ущерба его профессиональной карьере.
  3. Для реализации системы мероприятий следует создать условия для психологической подготовки на протяжении всего соревновательного цикла. Нервная система – сложнейшая система организма!
    Это означает, что психолог должен быть активным участником на всех этапах подготовки – от базового до восстановительного, а не только накануне соревнований, когда уже бывает поздно что-либо менять. Особенно актуально это для подготовки олимпийского резерва, при долгосрочном планировании тренировочного процесса.
  4. Перед психологом нужно ставить конкретные задачи и добиваться внедрения в тренировочный процесс его предложений, за которые он, естественно, несет ответственность. Спортивный психолог должен быть полноправным членом тренерского штаба.
    К сожалению, сегодня некоторые тренеры, даже допустив психолога к спортсмену, игнорируют его рекомендации. Конечно, не всегда уровень квалификации приглашенного специалиста соответствует поставленной задаче, но это повод для замены психолога, а не отказа от психологической подготовки!
    Типичными задачами спортивного психолога, которые перед ним ставит тренер, могут быть: освоение методов психорегуляции, снижение уровня тревожности, оценка готовности к соревнованию, развитие конкретных психических качеств - внимания, реакции и т.п. (подробнее об этом ниже).
  5. Обязательно следует организовать обратную связь с тренерами и спортсменами для оценки эффективности психологического сопровождения (психологическое консультирование спортсменов). Критерий работы спортивного психолога – выступление спортсмена на соревнованиях.
    Без доверия со стороны тренеров и спортсменов эффективной работы спортивного психолога не получится, а это возможно только в том случае, когда конкретный специалист будет не навязан решением чиновника, а выбран, и поэтому востребован, самими участниками тренировочного процесса.
    Психологические проблемы, возникающие при подготовке спортсменов, требуют различных форм своего решения – от групповых обсуждений до конфиденциальных бесед на самые интимные темы. Далеко не вся информация, полученная спортивным психологом от спортсмена, может быть передана другим людям, но учет ее в процессе подготовки и выступления порой имеет принципиальное значение.
  6. Важно организовать систематический обмен опытом и оперативное распространение инноваций. Любой специалист обязан развиваться сам и готовить учеников!
    На современном этапе развития техники квалифицированную консультацию можно получить из любой точки мира и ничем нельзя оправдать нежелание совершенствовать профессиональное мастерство. В большом спорте остановка сегодня – это отставание завтра.
    Мастерство в любом деле приходит с опытом работы, но с опытом приходит и шаблонность мышления, т.е. у специалиста «замыливается глаз». Для подготовки спортсмена в условиях повышенной конфликтности и непредсказуемости соревновательной борьбы нет мелочей, игнорирование внешне незначительного фактора может стать причиной поражения. Поэтому творческий поиск новых методов и решений в спорте жизненно необходим, а постоянное экспериментирование должно оставлять право на ошибку, что, впрочем, не снимает ответственности за нее.
    Ответственность за результат выступления спортсмена на соревновании – это многогранная проблема, которая требует отдельного обсуждения, но в любом случае она должна распределяться между всеми участниками подготовки.
    Передать основы мастерства спортивного психолога можно только в сочетании теории и практики, обучая будущих специалистов в тесном контакте с юными спортсменами ДЮСШ, УОР, клубов и т.д.
  7. При долгосрочном планировании тренировочного процесса важно предусмотреть преемственность специалистов, чтобы переход на новый уровень (клуб, сборную команду, возрастную категорию и т.п.) не нарушал системы подготовки конкретного спортсмена.
    Такая преемственность может быть обеспечена только единообразием требований специалистов. В сфере психологии – это диагностические процедуры, методы регуляции психических состояний, развития качеств и т.д.

     При существующем разнообразии психологических подходов для реализации преемственности в психологической подготовке необходим координирующий центр, но созданный не по административному, а по профессиональному признаку. Таким центром могла бы стать федерация спортивных психологов, но сегодня в Беларуси ее фактически нет.

     Стремитесь стать профессиональным спортивным психологом? Заходите сюда: спортивная психология обучение. Хотите узнать больше о профессии спортивного психолога? В этом вам помогут статьи «Психология спорта: что может спортивный психолог?» и «Психология спорта: помощь новичкам и профессионалам спорта».

Как проводится психологическое сопровождение?

     С позиции методики психологическая подготовка не отличается от любой другой подготовки – физической, технической, функциональной и т.д., ее основные закономерности изучены и многократно подтверждены еще в советский период. Но психологическая подготовка имеет свои формы и средства, а также способы и критерии оценки, которые далеко не всегда так очевидны, как в других направлениях тренировки. Ниже перечислены основные виды деятельности спортивного психолога в процессе психологической подготовки:

  1. оценка текущего уровня психологической подготовленности (базовая психодиагностика);
  2. разработка индивидуальной программы воздействий (программирование подготовки);
  3. организация обратной связи о состоянии (мониторинг и оперативная диагностика);
  4. применение при необходимости дополнительных мероприятий (коррекция, психологическое консультирование спортсменов);
  5. создание адекватного психического состояния (настройка);
  6. управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях (секундирование);
  7. компенсация негативных последствий (восстановление).

     Сегодня в некоторых видах спорта идет работа по отдельным направлениям, но только целостная система позволит в полной мере реализовать потенциал спортсменов и современных научных достижений. Это, на наш взгляд, задача первостепенной важности, на решение которой следует обратить внимание.

     Рассмотрим подробнее методику психологического сопровождения на примере одного цикла, но для каждого вида спорта и соревновательного календаря рассматриваемые мероприятия конкретизируются и по форме, и по содержанию.

     Оценка текущего уровня психологической подготовленности (базовая психодиагностика)

     На этом этапе (в начале соревновательного цикла) проводится изучение потенциальных возможностей спортсмена, доминирующих психических состояний и устойчивых предпочтений как в соревновательной деятельности, так и поведении в целом.

     Оцениваются индивидуальные особенности нервной системы, когнитивных процессов – восприятия, памяти, мышления, внимания, психомоторной сферы, уровень владения средствами психорегуляции, степень развития свойств характера,  в частности, мотивации и волевой сферы и т.д. Для эффективной групповой работы актуальна оценка совместимости членов команды или спортивной группы.

     Полученные данные используются для определения степени восстановления после предыдущего цикла, индивидуального стиля тренировочной и соревновательной деятельности, оптимального режима и направлений дальнейшей работы по психологической подготовке, становятся начальным показателем для оценки эффективности дальнейшей подготовки. В базовой диагностике нет хороших или плохих результатов, изучаются индивидуальные особенности психики спортсмена, и на них нельзя строить прогноз успешности выступления.

      Главная задача этой работы – выявить слабые стороны спортсмена и определить методы их устранения или компенсации.

     Разработка индивидуальной программы воздействий (программирование психологической подготовки)

     Данные, полученные в процессе базовой диагностики, становятся обоснованием комплексного воздействия на спортсмена с целью достижения его максимальной психологической готовности к главным соревнованиям цикла. Мероприятия конкретизируются по форме, содержанию и объему нагрузки, оптимально распределяются по всему циклу, в соответствии с соревновательным календарем определяются сроки контрольных срезов.

     Спортивный психолог разрабатывает конкретные задания и упражнения для развития нужных психических качеств и передает их тренеру для включения в общий план подготовки спортсмена. При необходимости, планируются индивидуальная работа и групповые мероприятия, например, для сплочения команды. Естественно, что спортивный психолог должен обосновать свои рекомендации, добиваться внедрения их в тренировочный процесс и контролировать качество выполнения своих заданий. Только в этом случае он может нести ответственность за результат. Однако сегодня нередко психолога привлекают на заключительном этапе подготовки, а затем возлагают на него вину за неудачу в соревновании.

     Главная задача этой работы – постановка дальних и ближних целей соревновательного цикла и создание с учетом индивидуальных особенностей спортсмена плана психологической подготовки.

     Организация обратной связи о состоянии спортсмена (мониторинг и оперативная диагностика)

      Тренировочный процесс спортсмена высокого класса – это преимущественно однообразная работа с большими физическими нагрузками в течение продолжительного периода времени, поэтому в задачу психолога входит борьба с монотонией и поддержание оптимальной работоспособности спортсмена.

      Любые незапланированные события нарушают программу подготовки, а следовательно, могут привести к недостаточной готовности в нужный момент. Но в жизни нельзя все предусмотреть, а человек – это не робот, поэтому существует множество ситуаций, которые вносят изменения в запланированный режим. Некоторые из них очевидны, а некоторые тщательно скрываются, а о некоторых спортсмены могут даже не догадываться. Обычно полагаются на результаты медицинских или физических тестов, но психика человека – очень сложная структура, и многие изменения в ней нельзя зафиксировать этими способами.

     Поэтому психологический мониторинг как отслеживание изменений в состоянии спортсмена, его настроении, отношениях с окружающими и т.д. – тоже задача психолога. Причем нередко стандартные диагностические процедуры неприменимы, так как слишком громоздки или не дают нужной информации. Именно против такого вмешательства – отвлекающего и бессмысленного, чаще всего и возражают тренеры.

      Спортивный психолог – творческая профессия, когда постоянно приходится решать нестандартные задачи. Специализированная оперативная диагностика может определить изменения в состоянии спортсмена раньше, чем он сам почувствует их, поэтому нельзя полагаться на его самочувствие. Как правило, внимательный психолог получает достаточно сигналов, чтобы вовремя распознать тревожную ситуацию: изменения в поведении, настроении, общении и т.п. – и эта еще один повод для того, чтобы психолог был постоянным участником подготовки.

      Главная задача этой работы – организовать систематическую диагностику без существенного влияния на тренировочный режим.

      Применение при необходимости дополнительных мероприятий (коррекция)

      Диагностика проблемы – это важная, но все же часть работы психолога. Дальнейшие действия согласовываются с другими специалистами – тренером, врачом, семьей спортсмена. В ситуациях перетренированности, межличностных и внутриличностных конфликтов и т.п. требуется кардинальное изменение программы подготовки, но часто для компенсации бывает достаточно ввести дополнительные упражнения, провести внеочередной сеанс релаксации или изменить ритуал поведения.

      При создании целевых заданий для психологической подготовки (психологическое консультирование спортсменов) следует учитывать задачи этапа и индивидуальные особенности спортсмена. Такие целевые задания могут быть или системой упражнений, применяемых в одном психорегулирующем сеансе, или системой воздействий, составляющих определенный цикл в структуре психологической подготовки. Направленность целевых заданий в может быть комплексной или по преимуществу: «на релаксацию», «на коррекцию», «на мобилизацию», или «на развитие психических качеств», «на развитие эмоциональной сферы», «на управление мотивацией» и т.д.

     Создание адекватного психического состояния (настройка)

     Именно в настройке спортсмена на соревнования и управлении его психическим состоянием обычно видят функции психолога. Это справедливое утверждение, но только при условии, что у психолога со спортсменом установлены доверительные отношения и выработаны механизмы воздействия. И для создания этого условия требуется и время, и знания, и удача. Мечты о волшебнике, который взмахнув палочкой, сделает все идеально, не относятся к реальности нашей жизни.

     О процессе психологической настройки написано и сказано немало. Это очень индивидуальный, даже интимный вопрос, который в большинстве ситуаций является «профессиональным секретом» и спортсмена, и психолога. Слова или интонация, мимика или жесты, действия или их отсутствие – все может быть камертоном для психики. Важным является не только сам день соревнований, но и несколько предшествующих.

     Универсальная рекомендация для этой задачи – создание индивидуального ритуала предсоревновательного поведения.

     Управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях (секундирование)

     В процессе соревнований и для спортивного психолога, и для тренера доступ к спортсмену часто ограничен. Поэтому важно, чтобы спортсмен мог сам объективно оценивать свое состояние и применять методы психорегуляции, для чего в процессе тренировки создаются различные экстремальные ситуации.
Сам спортсмен, особенно в напряженные моменты борьбы, находится в измененном состоянии сознания, когда смысл слов может не осознаваться. Поэтому часто более эффективны невербальные приемы воздействия, например техники «якорения» или создание психологических «ключей». В любом случае воздействие должно быть кратковременным, приводя к немедленному результату.

     Компенсация негативных последствий (восстановление)

     На этом этапе происходит освобождение от отрицательной информации и негативных воспоминаний, связанных с неудачной спортивной деятельностью; восстановление нервно-психической свежести и желания продолжать тренировки и выступления. Наиболее распространенным и достаточно эффективным способом восстановления является переключение на другую деятельность.

     Но если мы можем произвольно заставить работать другую группу мышц, то с мыслями и воспоминаниями сделать это намного труднее. И нередко обида на судью, горечь поражения, память о травме или боязнь конкретного соперника никуда не исчезают, а вытесняются в подсознание, откуда, как троянский конь, в ключевой момент выступления наносят предательский удар.

     Таким образом, с завершением соревнований работа психолога не заканчивается, а переходит в другую форму, не менее ответственную, чем перед соревнованием. Но эта проблема сегодня не только не решается, а часто вообще не осознается ни тренером, ни самим спортсменом. А ведь это большой объем работы для опытного психотерапевта! С каждым турниром, сезоном, олимпийским циклом количество негативных впечатлений накапливается, и поэтому так истощены бывают спортсмены к завершению спортивной карьеры.

     Выше я обозначил круг основных видов деятельности спортивного психолога, которые могут быть эффективно реализованы только при соответствующей организационной поддержке и квалификации специалистов. На практике идеальных условий не бывает, и психологу приходится попутно решать множество самых разнообразных задач. Но только в этом случае можно утверждать: «Для победы в соревновании сделано все!». Что, впрочем, все равно не гарантирует успеха, но ведь мы любим спорт именно за непредсказуемость состязаний, не так ли?

     Для того чтобы освоить профессию спортивного психолога, нужна качественная образовательная программа (спортивная психология обучение). Такая программа представлена в Институте. Программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование в спорте» позволяет в полной мере овладеть данной профессией и успешно осуществлять все функции спортивного психолога. 

Автор: Владимир Сивицкий, мастер спорта СССР,
D.Sc. психологии, член-корр. МАПН,
зав. кафедрой психологии БГУФК

Все статьи по теме Статьи по психологии спорта