ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Статьи по психологии и педагогике / Статьи по психологии творчества (арт-терапии) / Арт-терапия в системе психологической поддержки персонала с дефицитом здоровья (Часть II)

Арт-терапия в системе психологической поддержки персонала с дефицитом здоровья (Часть II)

16.12.2011
Позитивный потенциал арт-терапии


Общепризнанно представление о том, что психологическая помощь включает психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др.

В работе с персоналом, имеющим отклонения в здоровье, нами исследовались возможности арт-терапии, которая «обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека» (Беккер-Глош В. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической  больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство. - 1999. - № 1.  – с. 48).

Позитивный потенциал арт-терапии в критических ситуациях определил логику исследования, ориентированного на понятие “здоровье”. Как известно, многие другие психотерапевтические направления центрированы на понятии “болезнь”. Их назначение подготовить самого больного и родственников к достойному принятию заболевания, его течения и исхода, к уменьшению стресса от возможной предстоящей потери близкого чело-века.
Организованное нами исследование было нацелено на такое восстановление психического состояния организма, которое позволило бы человеку  вернуться к нормальному образу жизни, чувствовать себя при этом полноценной личностью и профессионально пригодным специалистом.
Терапевтическое рисование не вызывало сопротивления педагогов.  К тому же, многие  онкобольные учителя  расценивали свое участие в арт-терапевтическом процессе как дополнительную возможность для повышения профессиональной квалификации и личностного роста.

Исследование возможностей методов арт-терапии: ход терапевтических сессий

Все арт-терапевтические сессии имели сходную структуру. В основе - спонтанное рисование, лепка, работа с природным материалом. Первая часть занятия - невербальная, экспрессивная, неструктурированная. Основное средство самовыражения - творческая работа (рисунок, композиция и др.). Вторая часть - вербальная, апперцептивная  и формально более структурированная. Это - этап вербализации и рефлексивного анализа. Каждая участница  описывала результаты своей творческой деятельности, ассоциации, эмоциональное состояние и т.д.  Заключительный этап обязательно включал  взаимные коммуникативные проявления, как “психологические поглаживания”, элементы спонтанной “взаимотерапии” посредством доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки.
В начале каждой новой встречи обычно говорили на  профессиональные темы. Обсуждали, как и с какими целями  можно использовать методику предыдущей сессии в работе с детьми. В процессе рефлексии онкобольные учителя еще раз переживали недавно испытанные положительные эмоции.
На занятиях использовались формы индивидуальной и совместной деятельности в малых группах. Очень простые задания не вызывали  тревоги,  не создавали барьеров в общении арт-терапевта и участников группы. Это позволяло освободиться от сознательного контроля над эмоциями,  спонтанно выразить собственные ощущения, описать  переживания и в какой-то мере облегчить их. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, признания ценности каждого человека, заботы, уважение к чувствам позволяют каждой участнице арт-терапии  пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. В итоге, приобретается положительный опыт  самоуважения и самопринятия, укрепляется чувство собственного достоинства. Постепенно корректируется образ “Я”,   деформация которого была вызвана  психотравмирующим характером заболевания.

Несомненно, учителя различались степенью готовности к экспрессии, контакту с арт-терапевтом, открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые из них первоначально воспринимали изобразительную деятельность как создание реалистичных, красивых рисунков. Многие  предпочитали сначала рисовать простыми карандашами, многократно стирая и исправляя изображение,  а  только потом раскрашивали его.

В целом, в рисунках  больных раком молочной железы проявились две противоположные тенденции: сознательное ухудшение внешнего облика своей персоны (41 год) или наоборот “расцвечивание”, излишнее украшательство, избыток бутафорских деталей (45 лет).
Многие онкобольные использовали символы, так или иначе связанные с ритуалом похорон.
Некоторые, общие для всех работ признаки были обнаружены в автопортретах.

*Характерный поворот тела в профиль с высокой степенью вероятности можно интерпретировать как стремление к маскировке проблемы. Обычно нарисованная фигура повернута к зрителю  той стороной, на которой молочная железа сохранена.

*Закономерности выявлены в изображении рук. Рисование спрятанных (за спину, в карманы, в рукава и т.п.) кистей, их искажение, плохая прорисовка или полное отсутствие, как правило, сигнализируют о чувствах неадекватности, неуверенности в себе, беспомощности в сложившейся ситуации (34 года). Подобный признак наблюдался во всех работах учителей, выполненных на первых арт-терапевтических сессиях. 

Данные наблюдения согласуются с психологическим феноменом “ситуация вытесненного действия”. Человек испытывает чувство фатальности ситуации и, следовательно, бессилия, бессмысленности каких-либо действий. В результате, отсутствие попыток к сопротивлению, преодолению; утрата оптимизма, надежды и веры в благополучный исход.

*Некоторые участницы  на  автопортретах значительно моложе собственного фактического возраста.  Например, (46 лет). Уменьшение возраста изображенного персонажа по сравнению с реальным возрастом “художника” объяснялся онкобольными учительницами как символическое желание вернуть свой облик до болезни или операции.

 Высокая частота встречаемости названных признаков позволяет рассматривать их в качестве графических индикаторов состояния, а также - как своеобразный показатель эффективности арт-терапии.    
Данный вывод основан на анализе  изменений в серии рисунков  каждой участницы. По мере улучшения психологического самочувствия, укрепления чувства собственной ценности, защищенности, возрастании уверенности в благоприятном исходе болезни менялся  и характер рисунков.
В частности, при разработке темы “Я в будущем” сюжеты были более красочны и оптимистичны,  нежели в начале арт-терапии. Преобладающий лейтмотив - “все будет хорошо”. 

“Великое счастье растить внучат. Чувствую себя здоровой и жизнерадостной”, - написала на своей работе одна из участниц  52-х  лет. Однако, несмотря на общий благополучный фон, кисти рук у будущей бабушки изображены схематично, кажутся беспомощными и слабыми. На завершающем рисунке этого же автора бабушка уже крепко прижимает к себе внука сильными руками.

Следует подчеркнуть, что эффект арт-терапии значительно усиливался благодаря присутствию лечащего врача и бывших больных, вернувшихся после реабилитации к нормальному образу жизни (с высоким качеством жизни). 

Арт-терапия - эффективный способ оказания психологической поддержки

Понятно, что арт-терапия не излечивает основного заболевания. Однако работа в группе, по мнению участниц, помогла им приспособиться к измененной жизненной ситуации, выработать у себя адекватное отношение к собственной личности и своему здоровью. Как сказала одна из учительниц: “На арт-терапевтических сессиях я научилась воспринимать потерю, как данную мне свыше дополнительную возможность измениться самой и изменить свою жизнь. Ведь если нельзя разрешить проблему, то можно изменить свое к ней отношение. Важно своевременно снять ее с пьедестала”.

Таким образом, арт-терапия - действенное, реально значимое направление в системе  психологической   поддержки, которое способствует мобилизации психологических резервов, раскрытию внутренних сил больного человека. А это, несомненно, положительно влияет на функциональное состояние организма и процесс выздоровления. Данный вывод основан не только на личных впечатлениях участниц и наблюдениях исследователя, но также подтвержден объективными медицинскими показателями состояния здоровья  каждой  учительницы.

Арт-терапевтические техники ориентированы на все означенные выше уровни психологической поддержки, достижение желаемых изменений в самоощущении и выработку адекватных стратегий поведения с учетом реальностей окружающего мира.
В связи с тем, что в России пока нет официального статуса “арт-терапевт”, эти функции могут быть делегированы специалистам, освоившим данную эффективную  методику. Тем более что не только опытный, но и начинающий консультант, по словам Д. Аллана, способен помочь в особых ситуациях, когда речь идет неизлечимо больных людях. Даже простое рассматривание рисунка помогает проникнуть в истинные чувства и переживания личности.

Каждому известно, что жизнь завершается смертью, и это естественный процесс. Вместе с тем люди, заболевшие неизлечимой болезнью, особенно остро осознают неизбежность окончания собственной жизни.  В подобных случаях родители и родственники настолько поглощены горем и предстоящей утратой, что не в состоянии оказать больному адекватную психологическую поддержку. Зачастую им самим требуется квалифицированная помощь специалиста, причем не только психотерапевтическая, но и консультативная в контексте коррекции стратегии поведения и взаимоотношений с близким человеком как больным.

Арт-терапия создает условия для эмоциональной, символической разрядки посредством спонтанного творчества. И дети, и взрослые переживают сходные стадии печали и горя. Это, как отмечает Д. Аллан, ссылаясь на исследование Кублер-Росс, - неприятие, гнев, спор, депрессия, а затем положительная реакция как осознание ситуации и решимость полноценно прожить оставшееся время. По мнению названных авторов, стадии могут проходить в любой последовательности и не обязательно присутствуют все перечисленные. Иногда добавляется стадия надежды (на исцеление или надежда успеть завершить важные дела). Неотъемлемая часть переживаний – страх.

Безнадежно больные люди в оценке своего состояния в большинстве своем проходят несколько последовательных этапов.

Этап 1. Узнавание диагноза, ориентировка в ситуации «серьезно болен».
Этап 2. Осознание диагноза, отрицание ситуации. «Не все потеряно – поправлюсь».
Этап 3. Принятие ситуации. Опора на позитивный ресурс: «неизлечимо болен, но когда-нибудь смогу выздороветь».
Этап 4. Ситуация смирения. «Неизлечимо болен и никогда не поправлюсь».
Этап 5. Этап умирания.

Последовательность этапов обуславливается интеграцией конкретных событий с предыдущей информацией. К примеру, данные Блубонд-Лангер, подтвержденные Д. Алланом, свидетельствуют, что сведения о смерти близкого знакомого с аналогичным диагнозом заметно ухудшают самочувствие и ускоряют переход к стадии умирания неизлечимого больного, получившего подобную информацию.
Рисунки неизлечимо больных различаются необычайно широким диапазоном эмоциональных реакций на неизбежную смерть. Согласно зарубежным и отечественным исследованиям, рисунки отражают как психологическое, так и соматическое состояние рисовальщика. В частности, по утверждению Сьюзан Бах (1969), в рисунках тяжело больных пациентов может открыться, что людям известно на бессознательном уровне, когда закончится их жизнь. С. Бах, Д. Аллан, Г. Ферс предлагают сосчитать повторы, если на рисунке объекты часто повторяются. Число объектов во многих случаях относится к единицам отсчета времени или событиям, имеющим значение в прошлом, настоящем или будущем. В качестве примера, С. Бах анализирует работы, на которых число объектов соответствовало отсчету времени до момента смерти. В ряду значимых графических индикаторов следует назвать пунктирные линии применительно к изображению одушевленных объектов, что может свидетельствовать о нарушении (конфликте, распаде) границ собственного тела. Важно  также обратить внимание на размещение и взаимосвязь объектов в пространстве листа бумаги. Необходимо прояснить, на каком плане жизни находится именно тот объект, с которым автор рисунка себя идентифицирует.

Вместе с тем в процессе интерпретации надо быть предельно осторожным поскольку, как известно, существует опасность проекции собственных чувств, эмоций, символов на изобразительные продукты клиента. Все-таки главная задача арт-терапевта – забота, психологическая помощь и поддержка, создание оптимальных условий для облегчения эмоциональных переживаний, вызванных тяжелой болезнью и негативными ожиданиями.

Лебедева Людмила Дмитриевна,
Проректор по научной работе Института позитивных технологий и консалтинга
доктор педагогических наук, профессор

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)