05.07.2010

Психология творчества: лабиринт и мышление человека взаимосвязаны

Лабиринт – загадочная и весьма неоднозначная  структура, которая,  так или иначе, встречается во всех культурах земли.

Что такое лабиринт, и в чем заключается его феномен? На этот счет существует масса версий и определений, но мы акцентируем внимание на том, что может быть полезно с точки зрения практической психологии и арттерапии (психологии творчества).

Как правило, лабиринт определяют как некую структуру, состоящую из запутанных путей. Однако, это, в буквальном смысле, -  слишком поверхностный взгляд. В любом лабиринте присутствует своя логика и закономерность, а также некое качество, которое объединяет все лабиринты мира между собой.

Если внимательно присмотреться к рисунку (чертежу) любого лабиринта можно заметить, что какой бы формой не обладал лабиринт (квадратной, круглой, эллипсоидной и т.д.) в ее основе, так или иначе,  лежит спираль.

В изобразительном искусстве, равно как и в геометрии,  спираль  – это форма, в которую легко может быть вписана любая двухмерная или трехмерная фигура, кроме того в спирали, как в знаке  свертывания и развертывания,  всегда присутствует динамическая сила, которая невозможна без фактора времени (четвертого измерения).  Данное описание приводит нас к выводу, что спираль – проявленная  архетипическая структура, обладающая как минимум четырьмя измерениями.

Это дает нам возможность предположить, что лабиринт (имеющий спираль в своей основе) может быть использован и для работы с человеческим восприятием (в том числе, в рамках арттерапии, психологии творчества), которое в этом мире также регистрирует четыре измерения.

О взаимосвязи лабиринта и человеческого мышления нам говорит еще одна очевидная аналогия.

Полушарная структура человеческого мозга имеет форму лабиринта. Безусловно, каждый человек уникален, поэтому в мире вряд ли найдутся идентичные узоры извилин, однако поскольку все лабиринты имеют общую закономерность в своей структуре, - существует большая вероятность  их происхождения из одного источника.

Здесь стоит вспомнить также, что, по данным астрономии, любая галактика или солнечная система разворачивается в форме лабиринта. Камень, брошенный в озеро,  и ложечка, опущенная в чашку кофе,  – создают лабиринтообразные спирали. Элементы лабиринта можно отыскать в узоре восточных ковров ручной работы, а в Европе на протяжении ряда столетий многие парки создавались в виде лабиринта. Более того, даже эмбрион  во чреве матери  или росток внутри зерна – имеют  ярко выраженную форму лабиринта.

Все это заставляет задуматься о том, что лабиринт – это некая форма универсальной природной гармонии.  Внутри лабиринта определенные невидимые силы находятся в уникальном сбалансированном состоянии. 

Возьмем за рабочую арт-терапевтическую гипотезу то, что с человеком, погруженным внутрь лабиринта,  что-то начинает происходить.  Структура лабиринта вызывает в его сознании определенные изменения.

Арттерапия: метод классического семикружного лабиринта

Поскольку вариантов лабиринта существует великое множество, в качестве практического примера, приведем классический семикружный лабиринт, используемый в арттерапии.

Как можно заметить из рисунка, в этом лабиринте одинаковое количество плавных поворотов как налево, так и направо. Что это дает?

Редко у кого из людей оба полушария мозга работают гармонично и в равной степени развиты. Это касается и левого (апполонического) полушария отвечающего за порядок, рассудок, точность, контроль, так и правого (дионисийского), отвечающего за образное мышление, творчество, интуицию и фантазию.

Дисгармоничная работа полушарий приводит человека к поверхностному мышлению и замутненному осознанию событий, которые происходят в его мире, как внутри, так и снаружи. Это выражается в том, что человеку очень сложно разобраться, что он действительно хочет, что несет в себе та или иная проблема, с которой он сталкивается, почему он ведет себя именно так, а не иначе, даже если ему это приносит страдания.

Создается впечатление, что человек все время находится в непрерывной суете, с ним все случается помимо него самого, и подчас не хватает какой-то Паузы, чтобы просто замереть на миг и увидеть ситуацию в целом.

Лабиринт дает такую возможность.

В идеале для того, чтобы проверить этот факт, стоит самому построить лабиринт на земле. Это довольно просто, если у вас есть дачный участок, сад возле дома или, скажем, укромная поляна в любимом лесу. Лабиринт можно выстроить из любого подручного материала, например, камней или веток. Дорожки сделать шириной приблизительно в 0,5 метра, чтобы было удобно двигаться.

А что, если такой возможности нет? В этом случае лабиринт  можно начертить на бумаге. Только в этом случае двигаться по нему будет нужно не ногами, а глазами.

Вероятно, любой практикующий арт-терапевт согласиться с тем, что приемы и методики из психологии творчества, которые привносишь в свой профессиональный арсенал, вначале стоит опробовать на самом себе. Это и увлекательно и полезно. В конце концов, именно  совместное творчество клиента и психолога является основой любой успешной арттерапии.

Схему построения семикружного лабиринта можно детально изучить здесь http://labiri.net/?p=573

Арттерапия: для чего можно использовать лабиринт?

Поскольку лабиринт – инструмент многоуровневый – соответственно, и способов применения ему великое множество. Остановимся на нескольких  из них, чтобы оставить простор для творчества практикующим специалистам в области арттерапии.

  • Первый способ: выявление желаний или препятствий
  • Второй способ: построение намерения
  • Третий способ: нахождение выхода из проблемной ситуации
  • Четвертый способ: самоутверждение
  • Пятый способ: очищение

Обозначения способов говорят сами за себя, однако для того, чтобы включить себя или клиента в нужный процесс, важно соблюдать ряд тонкостей.

Начиная свое движение по лабиринту, человек одновременно начинает путешествие вглубь себя. Образно говоря, с каждым новым витком он направляется от периферии своего сознания к внутренней глубине. Разворачиваясь там, он вновь начинает движение вовне, но выходит он уже совершенно в иной мир. Раз за разом проходя лабиринт, встраиваясь в плавный ритм движения, путешественник погружается глубже и глубже. Скорость движения внутри лабиринта определяет сам человек. В процессе движения человек  постепенно настраивается на структуру пути, а путь настраивается на него. И в определенный момент происходит удивительный эффект – его правое полушарие мозга находит общий язык с левым полушарием.

Иными словами, человек вдруг начинает осознавать «подлинные вещи», «существенное ядро» в своих желаний или проблем, а «несущественное» куда-то исчезает. С каждым витком «путник» будто снимает ненужную, чужую, искусственную стружку своей личности невидимым рубанком.

Приведем пример. Человек вошел в лабиринт с четкой задачей определить ,  что он хочет от отношений с супругом. В процессе движения он проговаривает «Я хочу того-то, я хочу сего-то», то есть он вербально проявляет все, что лезет в голову. Он перебирает сотни, тысячи «хочунчиков» и вдруг ловит эффект, когда некая сила внутри начинает отторгать большинство из них, в буквальном смысле, словно инородные тела.

В конце концов, через некоторое время остается всего лишь одна формулировка, с которой его личность вступает в резонанс единогласно, то есть все субличности умолкают, соглашаясь с истинностью желания. Причем конечное понимание желаемого может лежать в совершенно противоположной области от того, с чего он начал путь в лабиринте.

Как правило,  нахождение этого подлинного сопровождается еще и колоссальным приливом энергии, как будто человек получает карт-бланш на реализацию того, чего он действительно хочет.

Чтобы сделать данный процесс максимально успешным, необходимо все время, пусть тихо, но вслух,  проговаривать все свои «хочу»: только так удается проложить дорожку от внутреннего к проявленному. Задача в том, чтобы человек выходил из лабиринта преображенным.

С помощью ходьбы  достичь конструктивного эффекта погружения, конечно, проще, однако, если освоить метод «блуждания по лабиринту» глазами, можно получить универсальный и портативный инструмент в свои руки и затем использовать его в любом месте. Несколько тренировок, творческий подход к процессу, и возможно, без каких-либо препаратов войти в состояние, которое часто называют «остановкой внутреннего диалога».

Недаром выдающиеся люди, как на востоке, так и на западе, очень любили ежедневные прогулки в специальных участках парков, имеющих структуру лабиринта. Там они по-настоящему могли остаться наедине с самими собой и при этом принимать верные решения государственного масштаба.

Продолжение следует...

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)