Арттерапия: краткая теоретическая экспозиция

06.10.2011
Что такое арттерапия?

 

Искусство - зеркало,
где каждый видит себя.

Г. Гете


Термин «арт терапия» (Art Therapy) был введен Адрианом Хиллом (1938г.). Art;  artist  (англ.) – искусство, художник. «Therapеia» (греч.) – забота; уход; лечение: 1) избавление от чего-либо; 2) «социально-психологическое врачевание» (изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами спонтанной художественной деятельности).
Релятивность понятия «терапия» аргументирует его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.

Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе - личность, стремящаяся к творческому самораскрытию, укреплению психологического здоровья, гармонизации эмоционального самочувствия, расширению диапазона своих возможностей.

Арттерапия, согласно англоязычному оригиналу (в дословном переводе) - художественная терапия - рассматривается в контексте так называемых пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна и прочих форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (акцент не на искусство вообще, а на визуальные искусства).

Почему арттерапия эффективна?

"Картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов", - гласит восточная мудрость. Арттерапия – это высвобождающая чувства терапия (П. Левинсон); средство общения на символическом уровне (К. Рудестам). Основа арт-терапевтического процесса в том, что наиболее важные мысли и переживания человека легче выразить в виде образов, нежели слов (Э. Крамер, М. Наумбург).

С позиций феноменологии в продукте творчества отражаются все виды подсознательных процессов (внутренние конфликты, воспоминания детства, вытесненные переживания и др.). В процессе арттерапии человек сначала пребывает в роли «художника», затем становится сторонним наблюдателем, и со временем происходит осознание, изменение отношения,  инициирование ощущения целостности и гармоничности своего образа Я.

Безопасная психологическая атмосфера, безоценочное принятие любого изобразительного продукта независимо от его эстетической ценности, доброжелательное отношение – необходимые условия для самопознания, обращения к собственному внутреннему миру, личностного роста участников арт-терапевтических занятий любого возраста, начиная с 6 - 7 лет.

В арттерапии используются элементарные художественные средства, не требуется предыдущего опыта в рисовании и специальных художественных способностей. В основе – спонтанные, произвольные, так называемые «свободные» рисунки, которые не бывают «неправильными», а также экспериментирование с различными нестандартными изобразительными средствами и материалами.

Рисунок, живопись, работа с глиной, пластилином, изготовление декоративных предметов, коллажей, создание композиций из различных природных и поделочных материалов - все это изобразительная деятельность и психологические закономерности ее развития едины (Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов).

Арттерапию образно называют «исцеляющим искусством». Спонтанная изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами (психологическим, эмоциональным, релаксационным, психопрофилактическим, социально-коммуникативным и др.). Это - гуманный процесс, который, способствуя социализации личности, позволяет сохранить собственную уникальность, личностную и культурную идентичность. 

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек», - метко подметил А. Вознесенский.
Арт-терапевтическая работа в школе – специально организованная система внеклассных занятий - позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потребностей педагогами (К. Уэлсби), направлена на гуманизацию  отношений,  гармонизацию  психоэмоционального  самочувствия  личности  в  социуме. При этом реализуются развивающие, воспитательные, психолого-терапевтические, диагностические, коррекционные и другие функции педагогической модели арттерапии.

Освоение арттерапии специалистами помогающих профессий не только расширяет их профессиональные возможности, но также создает прецедент уникального сочетания образовательного процесса с терапией личности. Это особенно важно потому, что работа с другими людьми, оказание им психологической помощи, поддержки непременно требует от специалиста понимания самого себя, своих потребностей, противоречий, проблемных зон. «Если я должен способствовать личностному росту других, то я должен расти сам...», -  подчеркивал К. Роджерс. По глубокому убеждению его дочери, все люди обладают природной способностью к творчеству. «Опробуйте новый для себя опыт, - предлагает Роджерс,  вы удивитесь самому себе, своей способности быть подлинно творческим человеком».

Лебедева Людмила Дмитриевна,
Проректор по научной работе Института

доктор педагогических наук, профессор

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)