Данные арттерапии в мерчандайзинге: музыкальные психотехнологии. Часть 1

20.01.2012
 Данные арттерапии: влияние музыки


В современном мире музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется в терапевтических сеансах, рекламе, кино, бизнесе и т.д.

Недостаточно глубоко изученное современной психологической наукой направление музыкотерапии (направления арттерапии) и музыкосуггестии приносит неожиданные результаты использования музыки для воздействия на состояние сознания, особенно в массовом масштабе.

Исследования арттерапии в мерчандайзинге


Бизнесменов давно интересует вопрос как с помощью музыки можно у людей вызвать желание совершать покупки, так как на музыку обращают внимание 70% посетителей магазинов. Впервые "музыкальным внушением" стал пользоваться (еще в 20-е годы прошлого столетия) американец Джордж Склаур. Он же основал одну из первых (и поныне существующих) звукозаписывающих фирм по производству функциональной музыки - Muzak. Среди ее заказчиков - General Motors, Ford, IBM, Procter and Gamble, Kodak и др.

В настоящее время работает много специализированных компаний, профессионально подбирающих музыку для различных сфер жизнедеятельности человека. Сегодня это очень прибыльное направление консалтингового бизнеса, пользующееся данными в области арттерапии и музыкальных психотехнологий.

Одним из направлений деятельности такой компании является изучение товарного ассортимента, поведения потребителей в конкретном магазине, анализируются особенности покупательского потока в зависимости от времени суток, выясняются направления движения покупателей, динамика продаж различных товаров. На основании полученной информации формируется базовая концепция музыкального оформления конкретного торгового предприятия.

Использование данных арттерапии и музыкальных психотехнологий в мерчандайзинге началось в связи с развитием технологий, позволивших с высокой степенью точности и достоверности наблюдать изменения реакций человека, возникающих в ответ на музыкальное воздействие.

Сейчас сложно найти магазин, где не играла бы музыка. Музыка воспринимается как одна из обязательных составляющих успешной торговли - разрабатываются специальные программы по озвучиванию магазинов, проводятся исследования, определяющие, какая музыка должна играть для покупателей, даже выпускаются специальные альбомы "Музыка для супермаркетов". Необходимость присутствия музыки в торговом зале не вызывает сомнений. Без нее создается неприятный для слуха вакуум или фоном будет служить скрип тележек, гул работающих холодильников и ламп, обрывки разговоров. Подобные шумы быстро утомляют людей и заставляют покидать магазин. Но чтобы музыка действительно оказывала влияние на покупателя, для каждого магазина она подбирается индивидуально, с учетом его аудитории и специфики предлагаемого товара.

Халявина Т.Г.
преподаватель Института
Современные музыкальные психотехнологии / Т.Г.Халявина // Гуманитарные технологии XXI века : материалы IV региональной науч.-практ. конф., Березники, 2008 г.



Литература

1.    Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования/А.В.Торопова. – М., 2008. – 248 с.
2.    Халявина, Т.Г. Музыкотерапия как психокоррекционное средство в работе с детьми с ЗПР/ Т.Г. Халявина // Тезисы региональной научно-практической конференции «Мир человека и его измерения», 2007.

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)