Психологические технологии арттерапии: музыка в обучении

15.02.2012
Арттерапия: механизмы восприятия музыки


В рамках арттерапии и ее направления - музыкотерапии - широко изучается вопрос механизмов восприятия музыки человеком. Механизмы восприятия музыки обеспечиваются обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции. А цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Следовательно, согласно данным исследований арттерапии, восприятие музыки вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить на сознательном и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия.

Следовательно, под влиянием пролонгированного сенсорного притока в виде фрагментов специально подобранной музыки улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит - повышается способность мозга к обучению.

Арттерапия: музыкальные психологические технологии в обучении


В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

Результаты исследования Н.Д.Узлова, Т.Г.Халявиной обнаружили, что музыкально оформленные уроки математики, русского языка в общеобразовательной школе способствуют улучшению памяти, внимания, воображения и снижению уровня личностной тревожности учащихся. Данные арттерапии показывают, что применение музыкальных психологических технологий в контексте учебной ситуации, позволяет использовать звуковые стимуляции в групповых формах, не прерывает учебный процесс и требует минимум дополнительных организационных затрат. Дети младшего школьного возраста не обремененные грузом социально-культурных знаний, воспринимают музыку всем своим существом, позволяя ей воздействовать напрямую.

Использование музыкальных психологических технологий арттерапии в преподавании других школьных предметов способствует решению еще одной важной задачи. Тесное взаимодействие науки и искусства позволяет развивать у детей способность целостного видения окружающего мира. Сочетание музыкального искусства с основами наук в начальной школе гармонизует абстрактно-логическое мышление с образным. Это особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

Ричард Кеннерли — американский ученый, исследовавший влияние на умственную работоспособность человека прослушивания особых комбинаций звуковых колебаний, получивших название бинауральных ритмов, выяснил, что они обеспечивают высокую синхронизацию обоих полушарий мозга.

Широкие возможности музыкотерапии - направления арттерапии


Альфред Томатис  предложил метод «слуховое обучение» («слуховая терапия». также имеющая отношение к арттерапии). Его цель состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания, что улучшает способности к изучению и освоению языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение индивидуума.  Он утверждает, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, тогда, как низкочастотные, напротив, способствуют утечке энергии. По этой причине высокочастотные звуки он называет " заряжающими звуками " и считает, что звуки c низкой частотой утомляют нас. Если эти звуки продолжают поступать в течение долгого времени, они оказывают негативное воздействие на весь организм. А. Томатис отмечает, что, когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достигать большего сосредоточения и концентрации, организовываться, запоминать, учиться и работать в течение длительных периодов времени почти без напряжения.

Цель слуховой терапии А.Томатиса состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию с помощью музыки.

Вибрация звуков создает энергетические поля, производящие резонанс и движение в окружающем пространстве. Работы Линди Роджерс, музыканта и социолога из Нью-Йорка, показали, что вибрация,  рождаемая музыкой, может оказывать и благотворное влияние на пациента, и негативное, если неправильно подобрана. Изучив, например, способность к восприятию музыки пациентов, находящихся под наркозом во время операции, она сделала вывод, что человек никогда не перестает слышать.

Музыкальные ритмы влияют на ритмы нервной системы, которые регулируют обширный биологический пейзаж внутри нашего организма.

Исследователь по изучению рака в Суррее, Англия, Кейпел сделал открытие, которое позволит людям менять свое состояние за мгновения и контролировать боль. Направляя низкочастотные электрические импульсы в мозг человека, Кейпел обнаружил, что различные частоты и профили пучков влияют на выработку различных нейротрансмиттеров — химических посланников в вашем мозгу. Например, сигнал с частотой в 10 Гц увеличивал выработку серотонина — химического вещества, которое вызывает расслабление и смягчает боль. «Каждый мозговой центр генерирует импульсы определенной частоты, основываясь на секреторных функциях его основных нервов, — утверждает Кейпел. — Иными словами, внутренняя система связи в мозгу - его язык - базируется на частотной модуляции».

Если частота воздействия на определенный мозговой центр совпадет с частотой генерируемой данным участком, то можно быстро и резко увеличить производство необходимых нервопередатчиков, что в свою очередь, может помочь снять боль. Таким образом, были выяснены частоты стимулирующие производство основных химических соединений, используемых нашим мозгом. Музыкальные звуки, резонирующие на тех же самых частотах, но на несколько октав выше, стимулирующие генерацию химических посланников могут оказывать влияние на способности личности, ее состояния, поведение.

На международном конгрессе, организованным Профессиональной психотерапевтической лигой, впервые была представлена модальность музыкальной психотерапии (которая сейчас является направлением арттерапии). Основатель данного направления в России В.И. Петрушин, председатель секции во вступительном слове отметил, что в настоящее время потребность населения в музыкально-психологической помощи постоянно растет. Связано это с усложнением условий социальной жизни и разрастанием в ней количества стрессовых ситуаций.

Представленные материалы конгресса показали, что музыкотерапия в нашей стране стремительно развивается, привлекая все большее внимание исследователей.  

Было отмечено, что в сложной жизненной ситуации правое полушарие нашего мозга, отвечающее за биологическое выживание, значительно активизируется. В связи с этим у многих детей, переезжающих вместе с родителями из средней полосы на Север, развивается леворукость. В таких условиях правое полушарие нуждается в энергетической подпитке, которую может обеспечить искусство вообще и музыка – в частности.

В настоящее время происходит значительная потеря эмоционального контакта современных матерей со своими детьми. Из-за нарушенной эмоциональной связи ребенок в ответ на просьбы матери всё чаще говорит слово «нет», отчуждаясь от неё. Применение музыкотерапии помогает восстановлению необходимого контакта, делая маму и ребенка более гармоничными и счастливыми.

Использование при родах специальных «родильных» песен, способствуют их успешному протеканию и что особенно важно – без хирургического вмешательства, которое травмирует ребенка. Когда мама поёт какую-либо песню, то ребенок, находящийся в утробе матери, её очень хорошо слышит. Голошение во время родов освобождает шею и одновременно с этим происходит снятие спазма с шейки матки. Дети, которые получали музыкальную стимуляции до родов и в первые годы жизни, развиваются лучше и быстрее - раньше начинают улыбаться, сидеть, ползать, ходить, говорить.

В работе с детьми с задержкой психического развития музыкальная терапия также эффективна. Вовлекая детей в игры на разнообразных детских музыкальных инструментах, даже очень простых по своей конструкции (например, «поющий шланг») можно добиваться впечатляющих результатов.

Раннее воздействие специальной подобранной музыки на созревающий мозг ребенка производит в нем такие позитивные сдвиги, сохраняющиеся впоследствии на всю жизнь. Изучение 100 биографий выдающихся ученых – математиков, физиков и химиков, показало, что все они постоянно в той или иной мере успешно воздействуют на свой мозг при помощи музыки, слушая музыки, или исполняя её.

Музыкальные психотехнологии в России в последнее время приобретают особую популярность.  При структурировании различных целей музыкального воздействия очерчиваются широкие перспективы её применения в сферах здравоохранения, образования, бизнесе, кино, рекламе, мерчандайзинге и других областях деятельности человека. Наряду с достижениями современной психологической науки и арттерапии используются возможности моделирования психофизического и психоэмоционального состояния музыкальными средствами, обладающими потенциалом обходить защитные механизмы корковых структур мозга, не требуя участия сознания. В этой связи музыкосуггестия признается высокоэффективным, широко вариативным и универсальным средством.

Халявина Т.Г. 
преподаватель Института
Современные музыкальные психотехнологии / Т.Г.Халявина // Гуманитарные технологии XXI века : материалы IV региональной науч.-практ. конф., Березники, 2008 г.


Литература

1.    Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования/А.В.Торопова. – М., 2008. – 248 с.
2.    Халявина, Т.Г. Музыкотерапия как психокоррекционное средство в работе с детьми с ЗПР/ Т.Г. Халявина // Тезисы региональной научно-практической конференции «Мир человека и его измерения», 2007.

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)