ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Статьи по психологии и педагогике / Статьи по психологии управления и менеджменту / Психология организаций: нужны ли психологи в компаниях?

Психология организаций: нужны ли психологи в компаниях?

10.04.2009
Психология организаций: функции психолога

Отношение к психологу в организации часто бывает настороженным, ориентирующим работников на ожидание неблагоприятных для себя последствий. Особенно в обстановке организационных преобразований, сокращения персонала.

Не всегда все понимают, для чего нужен психолог в организации? Что можно включить в его обязанности? На этот вопрос отвечает психология организаций.

Если у Вас крупное (или среднее) предприятие, психолог (или подобная должность под иным названием):

1) может следить за рабочей дисциплиной, за рабочей атмосферой в коллективе
2) следить за тем, чтобы межличностные конфликты сводились к минимуму или, по крайней мере, не мешал рабочему процессу
3) помогать начальству управлять коллективом (под словом "управлять" имеется в виду не выполнение конкретных заданий, а налаживание контактов с подчиненными, стимулирование преданности работе и коллективу, мотивация, тренинги по части общения с людьми и т. д.)
4) помогать начальству в работе с клиентами (налаживать связи, понимать скрытые реакции клиента на предлагаемый продукт)

Пример: Клиент заказал фирме программный продукт. Фирма подготовила промежуточную версию. Эту версию надо представить клиенту, чтобы тот высказал свое мнение и возможные коррективы. Клиенту версия не нравится, но четко, что именно надо изменить, он не говорит. Разработчики продолжают, как и ранее, разрабатывать программный продукт. По окончании клиент выражает недовольство продуктом, возможно, даже не принимает его. Психология организаций помогла бы избежать такой ситуации.

Психологи в организациях нужны!

Частью вышеперечисленного в настоящее время занимаются работники отдела кадров (в американской трактовке – HR (Human Resources)). Чаще подобного рода должности существуют западных фирмах. При этом все больше российских компаний со временем организовывают деятельность по примеру запада.

Бывает полезно контролировать «этическую» ситуацию на переговорах, понимать настроение участников, степень их заинтересованности. Бывает важно не только с места в карьер начать заинтересовывать их в целесообразности, скажем, заключения договора, но сначала наладить с контакт, войти в доверие, понять отношение к ситуации, понимать, где можно надавить и убедить, а когда стоит подождать и дать человеку самому прийти к выгодному Вам решению.

Хороший руководитель (или человек, занимающий другую ответственную должность) может обладать этими навыками, а может не обладать или обладать ими в малом количестве. Отсутствие такого навыка может сильно и не повлиять на результат деятельности, возможно, будет компенсироваться другими сильными сторонами. Но если в компании есть некто, специализирующийся непосредственно на психологических аспектах, то эффективность деятельности это только повысит. Вы сможете некоторые заботы спокойно доверить профессионалу в области психологии организаций и концентрироваться на других вопросах.

Все статьи по теме Статьи по психологии управления и менеджменту