ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Статьи по психологии и педагогике / Статьи по психологии управления и менеджменту / Психология управления: оценка профессиональных компетенций

Психология управления: оценка профессиональных компетенций

10.09.2012
интервью по компетенциямПсихология управления: интервью по компетенциям при приеме на работу

     Каждый из нас знает, что при приеме на ту или иную должность, как правило, проводится собеседование с кандидатом, где задаются достаточно стандартные вопросы, затрагивающие биографические данные, прошлое место трудоустройства и др. К сожалению, такой тип собеседования не всегда оказывается эффективным и порой мы встречаем некомпетентных специалистов, незаслуженно занимающих свои должности. Специалисты в области психологии управления и HR утверждают, что более эффективным и показательным оказывается интервью по компетенциям (иначе такое интервью с кандидатом называют поведенческим или бихевиоральным).  Суть его заключается в оценке реального поведения, уже имевшего место в прошлом, то есть кандидата спрашивают, например, как ему удалось найти выход в сложной ситуации, мотивировать сотрудников или уговорить клиента (все зависит от тех профессиональных компетенций, которые нужны компании). 

     Как организовывается такое интервью с кандидатом? Согласно психологии управления, организация интервью по оценке профессиональных компетенций проходит в несколько этапов. Прежде всего, необходимо определить, какие именно компетенции (некоторые качества, в основе которых лежат знания, способности, навыки, личностные черты) нужно оценивать у кандидатов (например, ответственность, пунктуальность, коммуникабельность, ориентированность на процесс или на результат и многие другие). Это называются моделью компетенций для должности. Оптимально, когда в такую модель входит от 7 до 15 компетенций. Каждая компетенция оценивается по шкале (по выбору – десяти-, пяти-, трехбалльная или любая другая удобная шкала), что позволяет определить выраженность того или иного качества, а также сравнивать кандидатов между собой. Далее подготавливаются вопросы – ситуации по каждой компетенции, но не предполагаемые, а те, которые могли иметь место в трудовой деятельности кандидата. Все вопросы строятся по принципу – как поступал кандидат в той или иной проблемной ситуации, какие шаги предпринял, и к какому результату привели его действия (оценка компетенций методом интервью).

     Такое интервью для оценки профессиональных компетенций кандидата на должность в психологии управления признается самым эффективным и современным. Подробнее о данном методе читайте в статье «Интервью по компетенциям: как проводить и как проходить».

Психология управления: для чего еще нужна оценка профессиональных компетенций?

     Согласно психологии управления, интервью по компетенциям (оценка компетенций методом интервью) можно использовать не только для подбора персонала. Проведения интервью для оценки профессиональных компетенций позволяет создать план по индивидуальному развитию сотрудников (по развитию необходимых компетенций), дает возможность принять решение по продвижению по карьерной лестнице тех или иных сотрудников (сделать выбор между несколькими сотрудниками), а также может быть полезным для формирования эффективного коллектива организации.

     Безусловно, являясь полезным инструментом подбора и управления персоналом, интервью по компетенциям (оценка компетенций методом интервью) требует и хорошей подготовки и теоретических знаний из области психологии управления и влияния. Такую подготовку вы можете получить на курсе повышения квалификации «Интервью по компетенциям». Спешите оформить заявку!

Все статьи по теме Статьи по психологии управления и менеджменту