Образовательное пространство современной школы: на перекрестке субкультур детей и взрослых. Часть 3

01.12.2011
Образовательное пространство: классификация субкультур в современной школе


Выше мы говорили о таких ценностях образовательного пространства как открытость, паритетность, толерантность взаимодействия его субъектов, их креативность, способность к свободному осуществлению ответственного выбора, коллегиальность  обсуждений, совместность педагогических усилий представителей школы. Ценности образовательного пространства порождаются системой ценностей его субъектов. Поэтому наша попытка классификации субкультурной принадлежности субъектов образовательного пространства основана на праве человека свободно общаться, иметь собственное мнение, отказываться от тех установок, которые он считает для себя неприемлемыми. Ядром нашей классификации выступает отношение одного человека (одной группы людей) к другому (иной группе), к его воззрениям, к «инаковости».

I тип: «Открытая» субкультура


Любой заинтересованный человек может совершенно свободно познакомиться с ценностями и воззрениями представителей открытой субкультуры, и, затем, при необходимости, свободно отказываться от них или же совершать попытки их опровержения в диалоге, дискуссии.
Даже разделяя некий инвариантный блок ценностей, каждый из субъектов имеет право на наличие собственного «вариативного» мнения и общения с представителями других субкультур. За счет этих вариантов, множественности мнений, за счет постоянного «включения» новых субъектов происходит обогащение ценностей субкультуры в целом и обеспечивается ее константность.
 Представителей открытой субкультуры характеризует терпимость к иной точке зрения, умение достойно участвовать в спорах, уважение к полемике.  Одной из ценностных установок является позиция сотрудничества, благодаря которой регулируется большинство конфликтов. 

Наличие представителей открытой субкультуры в образовательном пространстве школы позволяет администрации организовывать конструктивные диспуты и дебаты, разнообразные «мозговые штурмы», творческие и исследовательские акции.  Так, именно субъекты открытой субкультуры могут выступить продуцентами творческих идей для активизации деятельности творческих групп педагогов и психологов, объединяющих профессионалов в области решения тех или иных проблем личностного развития детей и выполнения отцами и матерями родительских функций. В процессе этих встреч происходит обсуждение креативных нестандартных идей, проектов, планирование и разработка структуры и содержания различных воспитательных дел.

Именно представители открытой субкультуры способны организовать работу  «Производственных объединений» как аналога клубов и кружков, но нацеленных на производство конкретного интеллектуально-, творчески- ориентированного «продукта» для различных потребительских аудиторий – дети разного возраста, родители, педагоги и т.д.). К ним мы причисляем издательство школьной газеты, журнала, работу над школьным сайтом, радиовещанием, телевидением, над оформлением образовательного пространства (н-р «Говорящая стена»), организацию школьного фитобара, создание зимнего сада, организацию детской «скорой учебной помощи», создание школьного театра, кино- видео- зала, «зала ожидания» для родителей. Также продуктивными будут организованные ими мероприятия-созидания (термин употреблен согласно классификации форм воспитательной работы Б.В. Куприянова): презентации результатов социально ориентированной проектной деятельности (н-р проектов «Школьный двор», «Школьные окна»…), конкурсы разнообразных поделок (н-р «Фантазии природы», «Снежные фигуры», «оригами»…) и проч.
Вся эта деятельность будет способствовать значительному расширению образовательного пространства школы.

II тип: «Компромиссная» субкультура


Компромиссную субкультуру также отличает возможность свободного приобщения и «выхода» для субъектов образовательного пространства. В отличие от представителей открытой субкультуры,  стремящихся объединить свои позиции по тому или иному вопросу и выработать некий «синтез» идей, «компромиссники» чаще идут на взаимоуступки, отказываясь от части своих вариативных по отношению к центральному ядру ценностей субкультуры, позиций. Важно, что при этом взаимоуважение и терпимость к иному мнению остается основой их общения. Даже не принимая чужую позицию, представитель компромиссной субкультуры способен ее выслушать и понять.

Значительная доля субъектов данной субкультуры в образовательном пространстве школы позволяет ему развиваться за счет того, что компромиссные решения позволяют урегулировать эмоциональный компонент пространства, избежать возможных конфликтов. Позитивным также является стремление субъектов компромиссной субкультуры провоцировать ситуации договора, вступать в договорные  и диалоговые отношения, что является неотъемлемым условием демократизации образовательного пространства.
Полагаем, что на представителей данной субкультуры завучу по воспитательной работе стоит опираться при организации встреч с детьми, ориентированных большей частью на формирование у них гражданского ответственного самосознания, патриотизма, формирование событийной общности школы. Это, например,   общешкольное собрание детей как форма объединения детей всех возрастов под руководством педагогов для сообщения ученикам какой-либо информации общего плана (характерно для традиционных школ) для определения роли и степени участия детей в управлении школой (характерно для демократических школ).  Это Совет школьников как  форма объединения представителей каждого ученического коллектива под наблюдением воспитывающих взрослых для решения вопросов о своде правил поведения школьника, правах и ответственности детей  (не противоречащих уставу школы, Конвенции ООН «О правах ребенка» и подзаконных ей актов, социокультурным и этическим нормам); о цивилизованных нормах и правилах разрешения конфликтных ситуаций межличностного взаимодействия; об организации и проведении общешкольных мероприятий. Советы детей по возрастам отличаются от советов школьников тем, что в данном случае объединяются представители каждого ученического коллектива «начальной», «средней» и «старшей» школы.

III тип: «Самодостаточная» субкультура


Весьма и весьма часто встречающаяся в школах субкультура, представители которой принимают  к себе практически всех желающих при условии, что они будут разделять их систему ценностей и воззрений, например, на способы и методы обучения и воспитания детей, на социокультурную роль взрослого в процессе общения с ребенком.  Мнение представителей иных субкультур субъектами самодостаточной субкультуры практически не учитывается.  Их отличает стремление к моногологичной речи, отсутствие готовности вступать в дискуссии,  желание, по неумение социально приемлемыми способами обосновывать свои взгляды. 

Носители ценностей данной субкультуры могут быть «доктринерами» и «философами».
Для «доктринеров» характерно сниженное стремление к саморазвитию, к новизне, отторжение попыток что-либо изменить в своем окружении в целом и своем поведении в частности.  Избегание – вот способ, с помощью которого они зачастую выходят из конфликтной ситуации. Как вариант – соревнование, причем в его латентной скрытой форме. 

«Философы» же, напротив, постоянно стремятся к саморазвитию,  в большей степени внутреннему. Их идеи не имеют ярко выраженной социальной значимости, однако интересны, продуктивны и перспективны.  Выход из конфликтной ситуации может осуществляться путем внешней адаптации, компромисса при внутреннем избегании и остающемся желании доказать свою правоту. Отметим, что приспособление может быть, в зависимости от степени активности субъекта, пассивным, активным и компромиссным.
Представители самодостаточной субкультуры незаменимы для решения задачи сохранения и преумножения традиций образовательного учреждения. Создание и сохранение школьного музея, книги Памяти, разработка герба и иной символики, поддерживание и развитие связей с выпускниками – вот примерное поле их деятельности.  «Самодостаточных философов» желательно привлекать к разнообразным обсуждениям, «мозговым штурмам» в качестве продуцентов идей, а «доктринеров» - к экспертизе часто встречающихся псевдопедагогических прожектов в качестве оппонентов.

Неплохой результат дает участие представителей данной субкультуры к организации мероприятий – «Праздников-«сходов» (согласно классификации форм воспитания Б.В. Куприянова). К ним относятся Государственные праздники (н-р «День Победы», «День Конституции», «День Российского Флага» и т.д.), национальные, этнокультурные (н-р «Масленица», «День славянской письменности», «Ярмарки»…); всероссийские  (н-р «Новый год», «8 марта»…); общешкольные (н-р «День Знаний», «Посвящение в Школьники»… ); общеклассные  (н-р «Именинник месяца», «Наши права, свободы и обязанности»).
Для сторонников данной субкультуры характерен и действенен метод «фонового воспитания» как педагогическая деятельность, направленная на оформление и организацию окружающей ребенка среды для того, чтобы ненавязчиво, исподволь внедрять в его сознание нормы и правила поведения, системы ритуалов и традиций с помощью средств визуальной, звуковой и других видов наглядности.

IV тип: «Ломающая» субкультура


Представители «ломающей» субкультуры охотно знакомят «новичков» со своими ценностными установками и создают всяческие условия для того, чтобы озвучить и распространить свои идеи. Однако, в отличие от представителей других субкультур, они не позволяют своим единомышленникам свободно отказаться от этих установок. При этом отношение к инакомышленникам  у них явно негативное и выражается как в активных попытках психологического воздействия на собеседников, так и в скрытых попытках манипулирования их сознанием с целью переубедить их, «обратить в свою веру».
Соревнование – практически единственный для них способ не разрешить конфликт, а добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Часто встречающееся агрессивное поведение при конфликтной ситуации может носить как открытый, выраженный, характер, так и скрытый, подавленный.
Однако, несмотря на внешне негативную характеристику, представители данной субкультуры будут полезны в качестве организаторов (не ведущих!) при организации мероприятий-состязаний, например, интеллектуальных (н-р «Самый сообразительный», «Полоса препятствий»…), спортивных (н-р «Самый-самый», олимпиады и проч.), творческих (н-р фестивали, конкурсы, вернисажи…).

V тип: «Закрытая» субкультура


Представители закрытой субкультуры всячески стараются препятствовать как «проникновению» к ним новичков. Если все же «вход» открывается, то используются  разнообразные манипулятивные процедуры, посредством которых новые субъекты отказываются от первоначальной социокультурной идентичности и социальных контактов. Представители этой субкультуры характеризуются стойким эгоистическим нежеланием понять чужую точку зрения, отличающуюся от санкционированного стандарта. Отношение к другим субкультурам созерцательное, у «доктринеров» носит долю агрессии, у «философов» оттенок неприятия другого. Выход из конфликтной ситуации осуществляется способом избегания, а выход из самой субкультуры для ее представителя крайне затруднен.  Наиболее полно данный тип субкультур характеризует слово «изоляция».
Полагаем, что это наиболее проблемный тип субкультур, наличие которых в образовательном учреждении требует внимательного к ним отношения со стороны администрации и вдумчивой планомерной работы. Последняя должна основываться на специальных прецедентных совещаний, встреч, на которых организуются обсуждения какой-либо проблемы на примере конкретных событий, движение разговора «от практики – к теории», «от частного – к общему», что позволит представителям закрытой субкультуры более объективно отнестись к происходящему в школе.

Следует учитывать, что преобладание субъектов той или иной субкультуры порождает и образовательное пространство определенного типа, соответствующего ей по характеру. Кроме того, в последних трех типах субкультур отмечается тенденция воспитывать у своих представителей чувство уверенности в том, что вне ее они не смогут существовать.

Поэтому администрации образовательных учреждения необходимо знать субкультурный состав образовательного пространства, для того, чтобы по мере возможности, проводиться определенную его коррекцию и разрабатывать наиболее эффективные способы административной и методической поддержки.
 
Александрова Екатерина Александровна
Преподаватель Института,
доктор педагогических наук, профессор

Все статьи по теме Статьи по педагогике и психологии