Психология развития детей: как научить ребенка самостоятельно одеваться?

12.11.2012

Психология развития детей: с чего начинать учить ребенка одеваться самому?

     Часто взрослым кажется, что умение одеваться самому – это совсем несложно, поэтому они склонны проявлять нетерпение и раздражительность, когда ребенку не удается не только справиться с многочисленными «молниями» и застежками, но и носочками и штанишками. Хотя все это является естественным в процессе научения. Таким образом, первая и настоятельная рекомендация специалистов по психологии развития детей - родителям: будьте терпеливы отношению к ребенку! Не позволяйте себе проявлять раздражение, торопить или, еще хуже, ругать ребенка за то, что он что-то надел не так.

     Родителей часто интересует, с какого возраста можно начинать учить ребенка самостоятельно одеваться? Учитывая данные психологии развития детей, самый подходящий возраст – еще до достижения двух лет. Таким образом, к моменту начала кризиса трехлетнего возраста (известно и как период «я сам»), у ребенка уже будут некоторые навыки для самостоятельного одевания. Такое раннее начало позволит эффективно использовать этот период, а также избежать множества конфликтов с малышом.

     Начинать развитие навыка самостоятельного надевания одежды можно с того, что просто складывать одежду в зоне досягаемости ребенка, в месте, доступном для него. Таким образом, одежда привлечет внимание малыша, он начнет просто с игры с ней. Затем, примерно к полутора годам, он может начать пробовать самостоятельно что-то надеть, подражая маме и папе.

Психология развития детей: какие рекомендации дают специалисты?

     Итак, в рамках психологии развития детей специалистами был разработан ряд рекомендаций, позволяющих сделать привитие навыка интересным и увлекательным для малыша и его родителей.

     Прежде всего, хвалите своего малыша, каким бы образом он не надел вещи! Даже если не так застегнуто, или надето наизнанку и задом наперед! По данным психологии развития детей, похвала помогает избежать негативных эмоций и стимулирует на дальнейшие эксперименты ребенка с одеванием.

     Следует, конечно же, покупать одежду как можно более удобную, например, достаточно свободную одежду без или с минимальным количеством сложных механизмов – застежек и «молний», обувь с липучками вместо сложных шнуровок и т.п. Во избежание ошибок при одевании хорошо ставить небольшие метки на одежду, которые будут служить ребенку ориентирами.

     Играйте с ребенком! Во-первых, предлагайте ребенку развивающие мелкую моторику игры, благо таких сегодня существует огромное множество. Подобные игры помогут ребенку успешно справляться с застежками и шнуровками. Во-вторых, сам процесс одевания превращайте в игру. Здесь родителям понадобится фантазия! Хорошо устраивать игры по типу «фотосессий» или «показов мод» - обычно они очень нравятся детям. Полезно также, если взрослый, одевая ребенка, будет проговаривать свои действия – так малыш скорее запомнит, что и за чем нужно надевать и как это сделать.

     Специалисты по психологии развития детей советуют, когда ребенок подрастет, сделать с ним совместно плакат, на котором будет изображено, как надевать вещи и в какой последовательности. Такой плакат можно нарисовать или использовать метод коллажа, а затем повесить его в детской. Самое главное – это ваша любовь к ребенку, терпение, фантазия и изобретательность, а также искреннее желание помочь ему разобраться в этой непростой науке!

Все статьи по теме Статьи по педагогике и психологии