ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Статьи по психологии и педагогике / Статьи по педагогике и психологии / Психология развития детей: значение познавательной активности

Психология развития детей: значение познавательной активности

08.03.2013

Психология развития детей: что такое познавательная активность ребенка

     По данным психологии развития детей,  существует несколько движущих сил развития ребенка: это наследственность, среда, а также личная активность ребенка. В том числе наличием последнего фактора – личной активности ребенка – ученые объясняют тот факт, что в дети в одной и той же семье, у которых сходными являются и наследственность, и среда, в которой происходит развитие, могут кардинально отличаться друг от друга.

     Под активностью взрослого человека понимают особое деятельное отношение к окружающему миру, стремление производить в нем значимые изменения, преобразования. По отношению к маленьким детям в психологии развития чаще употребляется понятие познавательной активности ребенка.

     Под познавательной активностью понимают живой интерес к окружающему миру, желание узнавать что-то новое, уточнять и углублять уже имеющиеся знания, а также самостоятельный поиск ребенком ответов на интересующие его вопросы и др.

     Необходимо отметить, что формирование рассматриваемой нами познавательной активности ребенка важно для его умственного развития, а также для выявления и развития его индивидуальных склонностей и формирования его личности, поэтому познавательная активность обязательно должна быть поддержана родителями и близкими родственниками.

Психология развития детей: как поощрять познавательную активность?

     Нередко встречаются ситуации, когда родители акцентируют свое внимание в воспитании маленького ребенка исключительно на удовлетворении его физических потребностей и обеспечении его безопасности, игнорируя детские попытки познания окружающего мира и многочисленные вопросы своего чада. Родители часто забывают о том, насколько нов и непонятен мир для малыша. Существенно затормозиться формирование познавательно активности у ребенка может и в тяжелых условиях госпитализма.

     Познавательная активность – это не то, чему родители должны научить, это то, для чего они должны создать подходящие условия. К созданию условий не относится заваливание ребенка игрушками. Игрушки должны подбираться такие, которые могут способствовать когнитивному развитию. Более того, специалисты по психологии развития детей уверены, что игрушки должны обыгрываться с ребенком, иначе пользы от них будет немного.

     Очень важным фактором развития познавательной активности, с точки зрения психологии развития детей, является общение ребенка с родителями. Родители и ближайшие родственники являются важнейшим источником информации о мире. Более того, общение и ответы на детские вопросы укрепляют эмоциональную связь между ребенком и родителями.

Все статьи по теме Статьи по педагогике и психологии