ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Статьи по психологии и педагогике / Статьи по педагогике и психологии / Психология развития ребенка: кризис первого года жизни

Психология развития ребенка: кризис первого года жизни

02.07.2012

krizis300В психологии развития детей уделяется большое внимание кризису первого года жизни ребенка. Кризис первого года жизни разделяет периоды младенчества и раннего детства, обеспечивает переход от одного возраста к другому. Начало и продолжительность течения кризиса зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Кризис может начаться и до достижения малышом годовалого возраста, иногда даже месяцев с девяти. К этому времени ребенок научается уже достаточно многому, свободнее передвигается, а потому и начинает ощущать себя более самостоятельным и сам хочет выбирать себе вид деятельности, несмотря на то, что ему не всегда хватает нужных умений, становится более требовательным и избирательным в отношениях с окружающими. Если взрослые отвечают отказом на его желания (ведь иногда они могут быть опасными для здоровья и жизни ребенка), то следуют, как правило, достаточно сильные эмоциональные реакции и аффекты - крик, плач, катание по полу и др. Сила и интенсивность подобных реакций во многом зависит от благополучия обстановки в семье и взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В частности авторитарный или непоследовательный стили воспитания могут увеличить негативные кризисные переживания малыша.

Психология развития о проявлениях кризиса в поведении ребенка

С.Ю. Мещерякова изучала проявления кризиса первого года жизни и по результатам исследований вывела типы основных кризисных проявлений в поведении:
• Капризность ребенка (выше, чем в другое время);
• Трудновоспитуемость (ребенок становится упрямым, отказывается подчиняться взрослым, хочет, чтоб внимание родителей было постоянно обращено на него);
• Особая ранимость и чувствительность ребенка к отказам и наказаниям взрослых (что и провоцирует сильные эмоциональные вспышки);
• Появление новых, не свойственных ранее ребенку, форм общения, некоторые из которых могут быть позитивными, а другие - негативными;
• Противоречивые моменты в поведении (например, даже если у ребенка не получается что-то сделать, он может продолжать упорствовать и отказываться от помощи, предлагаемой ему взрослыми).

Главное новообразование, которое ребенок приобретает в этот период, это речь, отличающаяся значительным своеобразием. Такую речь Л.С. Выготский назвал «автономной». Она не внешне, а часто и не по смыслу не похожа на речь взрослых, хотя некоторые детские слова могут быть похожи на «взрослые» (это могут быть отдельные слоги, например, или слова - подражания). Различия наблюдаются и во вкладываемом в слова смысле, а также в том, что язык детей в этот период практически лишен грамматической связи между словами. Такая речь понятна, в основном, только самым близким людям. При этом важно не повторять за ребенком изобретенные им слова (тогда он дольше будет учиться правильной речи), а произносить их правильно, поощряя ребенка также к правильному произнесению своих слов и просьб.

Как главные рекомендации родителям, можно выделить, прежде всего, терпение, любовь, внимание к ребенку, предоставление ему возможности проявлять самостоятельность (естественно, в разумных пределах), а также выбор демократического стиля воспитания, предполагающего поощрение инициативы и самостоятельности ребенка, помощь и учет его потребностей.

Все статьи по теме Статьи по педагогике и психологии