ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Статьи по психологии и педагогике / Статьи по педагогике и психологии / Возрастная психология: такой непростой - подростковый возраст

Возрастная психология: такой непростой - подростковый возраст

18.10.2013

Подростковый возраст     Каждый взрослый когда-то был подростком, сталкивался с извечными подростковыми проблемами, много думал о жизни, мире и людях, преодолевал сложности и искал себя. По идее, каждый родитель, помня себя в подростковом возрасте, должен хорошо понимать своего взрослеющего ребенка и помогать ему. Но почему-то так происходит далеко не всегда. Зачастую на проявления подросткового кризиса родители реагируют остро, болезненно и авторитарно, что только добавляет проблем и отрицательных переживаний обеим сторонам детско-родительских отношений. Именно поэтому родителям важно иметь базовые знания в области возрастной психологии, психологии развития, чтобы понимать, что происходит и выстраивать с детьми близкие, теплые и искренние отношения.

     Одним из постоянно действующих стрессовых факторов подросткового возраста выступает активное физическое развитие, пубертат, серьезные гормональные изменения. Ребенку приходится приспосабливаться к ним, вырабатывать новый образ физического «Я», а так как эти изменения приходятся на период повышенного интереса к своей внешности, то нередко вызывают сильные отрицательные эмоции.

     Активно развиваются эмоциональная сфера (имеет место так называемый «подростковый комплекс»: полярные резкие перепады настроения), мотивационная сфера, психические и познавательные процессы. В этом возрасте у подростка появляется чувство взрослости (отношение к себе как к взрослому человеку), формируется самооценка, самоанализ, рефлексия, личная система ценностей, линия поведения (хотя это и достаточно неустойчиво), жизненные цели. Ведущая деятельность подросткового возраста - это интимно-личностное общение (сверстники выходят на первое место).

     Согласно возрастной психологии, в подростковом возрасте должна произойти сепарация от родительской семьи, решение таких вопросов как «Кто я?» (самоидентификация) и «С кем я?» (выбор референтной группы - подавляющее большинство подростков состоит в какой-нибудь группе). Подростковый возраст очень противоречив. Это противоречия между имеющимися потребностями и актуальным поведением (несмотря на то, что подростки бунтуют против контроля со стороны взрослых, они все же нуждаются в руководстве), между мыслями и поведением (понимают, что для успеха в будущем нужно прикладывать усилия, но не хотят этим заниматься сейчас).

     Важнейшими факторами для благополучного взросления, по данным возрастной психологии, выступает любовь, терпение, понимание со стороны родителей, уважение к подростку, демократический стиль воспитания, знание возрастных особенностей данного периода и принятие родителями факта взросления ребенка. Подростковый период легче переживаются в тех семьях, где с раннего возраста родители сумели установить близкий контакт с ребенком, сумели показать ему, что любят его. Поэтому важный совет родителям: начинайте заинтересованно общаться с ребенком раньше, чем у него возникнут серьезные проблемы в поведении!

Все статьи по теме Статьи по педагогике и психологии