Метафорический ресурс сказки и притчи в работе психолога

Притчи«Мудрый уразумеет притчу и темное слово»
Притчи Соломона.1.6

     В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной. Это связано с тем, что смысл сказки и притчи воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

     Современный мир давит на человека мощными информационными потоками, зачастую агрессивными и негативными. Искажая психику, разрушая то светлое и чистое, что изначально было заложено в людях Творцом. Страдает душа, нарушается гармония, внутренняя уверенность. Притчи  предназначались научению вечным истинам - любить ближнего, соблюдать меру, чтить закон. Жить в гармонии и ладу друг с другом.

     Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок и притч для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Иносказательное, образное повествование часто употреблялось в Ветхом и Новом Завете для подкрепления и изложения вероучительных  истин. Мудрые сказки с намеками  лучше любых учебников помогают постичь душу народа, его вклад во всемирную историю и культуру. Типология сказки и притчи возводит частный случай до общего понятия. Притчи, подобно яркому лучу света, высвечивают все закоулки человеческой души [5].   

     Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить. В кратчайшие сроки возможно проработать с клиентом стрессовые или конфликтные ситуации. С детьми проработать всевозможные страхи. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д.

     Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [4].
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В. [1], сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

     Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [8].

     Типология сказки предусматривает пять функциональных задач, обеспечивающих достижение сказочной цели:

  1. Побуждение к действию
  2. Право выбора
  3. Накопление ресурса
  4. Самосовершенствование
  5. Преображение

     Само действие героя сказки связывается с тремя основными принципами: испытания, жертвенности, принцип духовного роста. Одновременно в сказке присутствуют три базовых закона:
Закон любви. Закон преобразования смерти в жизнь. Закон судьбы, которую можно изменить через свое внутреннее преображение [6].

В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

     Ткач Р.М. [7] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

  1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи.
  2. Сказки для гиперактивных детей.
  3. Сказки для агрессивных детей.
  4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д;
  5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (в случае развода родителей, появления нового члена семьи, когда дети считают, что в другой семье им будет лучше).
  6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

     Как пишет Вачков И.В. [1], главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми. Для нас важно выявить функции притч и сказок. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Притчу можно использовать в работе, как с взрослыми, так и с подростками [2].

     Церковнославянское «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова –«тча»-«теча»-«теку»  (бегу, бегу поспешаю) - тот же самый, что в слове «предтеча». В греческой Библии притчи называются паремиями. «Паре»-«при»- , «мия»-«путь», значит «припутное», «при пути», то есть изречение, которое руководит человеком на жизненной дороге.

     Современное русское слово притча ведет свою родословную от славянского «притка» - то есть случай, происшествие [6]. Если истории и притчи при психологическом консультировании  подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты. Одна из важных функций истории – это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта.

     Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

  • о жизненно важных явлениях;
  • о жизненных ценностях;
  • о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

     В сказке в символической форме содержится информация о том:

  • как устроен этот мир, кто его создал;
  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
  • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;
  • какими ценностями руководствоваться в жизни;
  • как строить отношения с родителями и детьми;
  • как прощать.

1.    Художественные сказки имеют дидактический и психокоррекционный аспект:

  • В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
  • На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом, математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

2.    Народные сказки - передача жизненного опыта.
3.    Бытовая сказка - формирование семейных отношений.
4.    Волшебная сказка - информация о духовном развитии.

     Ткач Р.М. [7] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

  1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
  2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
  3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.

     По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. [3] психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

     Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны.   

     Таким образом, для изучения вопроса использования терапевтической сказки в психологическом консультировании мы опирались на работы сказкотерапевтов Вачкова И.В., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., Ефимкина Р. П., Сакович Н.А., Ткач Р.М. и др.

     В заключении можно сказать, что специалист - сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок. Применение в работе психолога сказкотерапевтических методов предусматривает высшую цель – овладеть навыками  искусства попадания в сердце.

Библиография
1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
4. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
5. Кириленко Ю Православные притчи.М.РИПОЛ классик  2010. - с.18
6. Наговицин А.Е Понаморева В И.  Типология сказки Изд-во Генус 2011.с.35  
7. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
8. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.

Цыгельник Г. Н. (православный психолог, г.Тюмень)