Как психологу помочь клиенту за 15 минут снять эмоциональное напряжение и отрегулировать эмоции?

эмоциональное напряжение

© Создано с помощью нейросети Шедеврум

 

Содержание:

 

 

Многие люди, придя на первую встречу к психологу и начав рассказывать о своей проблеме, часто замолкают, потому что не могут больше сказать ни слова из-за сильных эмоций. Они вдруг чувствуют какое-то внутреннее онемение, либо начинают плакать или испытывать ярость, от которой просто задыхаются. Приходится потратить некоторое время, чтобы отрегулировать психоэмоциональное состояние клиента, перед тем как непосредственно приступить к разбору его проблемы. В этой статье я расскажу об одном эффективном упражнении, которое за 15 минут поможет снять у клиента эмоциональное напряжение.

Что делать психологу, когда клиент испытывает сильные эмоции? 

Рассказывая психологу о своей проблеме, человек повторно проживает мучительные и отталкивающие травматические события. Это совершенно нормально, когда люди испытывают сильные физиологические реакции, которые соответствуют как исходным воспоминаниям, так и эмоциям, которые они вызывают при их воспоминании.

Активация эмоциональных и физиологических аспектов травматических событий во время повторного проживания важна, поскольку она помогает контекстуализировать воспоминание, «отмечая время», и помогает человеку идентифицировать и обновлять важные мучительные значения, связанные с ключевыми «горячими точками».

Столкнувшись с сильными эмоциями клиента, психологи, особенно начинающие, не всегда знают, как отреагировать на это. К тому же, могут интерпретировать сильную эмоциональную реакцию своих клиентов как отражение собственной несостоятельности или как симптом того, что их терапевтический альянс оказался под угрозой.

Последнее порой может действительно иметь место, но вместо того, чтобы во время сеанса консультирования размышлять над причинами, по которым это происходит, крайне важно убедить клиента в том, что он находится в безопасном месте, где его эмоции находят подтверждение.

Вы можете попробовать подключить психологическую поддержку, которая может быть выражена примерно так:

 

Пример фразы №1: «Я вижу, что вам трудно сейчас вспоминать о событии. Это нормально — чувствовать себя так».

Демонстрация сострадания имеет решающее значение для постоянного диалога, который укрепляет взаимопонимание между вами и вашим клиентом, это также один из ключей к плодотворным результатам.

Результаты исследования, представленные в журнале Cogent Psychology, указывают на то, что эмпатия является одним из наиболее показательных показателей прочных терапевтических отношений.

 

Пример фразы №2: «Ваши чувства обоснованы, и я здесь для того, чтобы поддержать вас без осуждения».

Принятие также имеет решающее значение для здорового и продуктивного терапевтического альянса.

Подобные заявления могут напомнить вашему клиенту, что ваша задача — не критиковать его, а слушать — и предлагать путь для изменений.

 

Пример фразы №3: «Это безопасное пространство, где вы можете свободно выражать себя».

Вопрос безопасности имеет первостепенное значение в терапевтическом кабинете. Клиент должен быть уверен, что здесь ему гарантирована конфиденциальность. Для некоторых клиентов терапия может быть единственным местом, где они чувствуют себя достаточно защищенными, чтобы раскрыть свои уязвимости.

 

Пример фразы №4: «Я здесь, чтобы помочь вам справиться с этими эмоциями и лучше понять их».

Людям может быть страшно обращаться к травматическому воспоминанию или эмоциональной боли, особенно к тем, которые были заблокированы. Безопасное пространство, которое вы создали, является оптимальным местом для их отреагирования. Вы можете убедить своего клиента в этом, повторяя пример фразы №4, а также напоминая своему клиенту, что вы здесь, чтобы помочь ему.

Упражнение для регуляции эмоций, которые психолог может использовать на встрече с клиентом

 эмоции

© Создано с помощью нейросети Шедеврум

 

Это упражнение даст вам некоторые указания о том, как помочь клиенту выразить свои эмоции через рисунок, без каких-либо навыков, даже если он чувствует, что вообще не умеет рисовать и не является художником.

Время: 15 минут

Необходимые материалы:

  • краски
  • кисточки разного размера
  • листы бумаги

Ход работы:

1. Предложите клиенту подумать об одной самой главной эмоции, которую он сейчас испытывает. Это может быть: сильное разочарование, волнение, горечь, раздражение, горькая обида, боль, отчаяние или что-то другое.

2. Предложите клиенту представьте свою руку в виде какого-либо животного или насекомого, которое испытывает такую же эмоцию и куда бы оно ни шло, оно везде оставляет следы. Как бы оно передвигалось по бумаге? Какие следы оно бы оставляло?

3. Предложите клиенту взять бумагу, выбрать подходящий цвет краски и подходящий размер кисточки, и начать выражать эту эмоцию на бумаге простыми линиями, пока не почувствует освобождения от этой эмоции.

Следы на бумаге могут быть разными линиями: темные — светлые, быстрые — медленные, жесткие — мягкие, прерывистые — сплошные, зигзаги — волнистые. Неправильного способа сделать это просто нет!

4. Когда клиент остановится и перестанет рисовать, спросите его. Есть ли у него еще какая-то другая эмоция? Потому что мы часто чувствуем не одну эмоцию за раз, а сразу несколько эмоций одновременно.

Другую эмоцию он может рисовать по выбору на этом же листе или на другом, это не имеет значения.

5. По окончании работы с рисунком, спросите у клиента, как он себя чувствует? Пусть посмотрит на свой рисунок или рисунки – о чем они могут рассказать?

 

Заключение

Когда клиент рисует, он выносит то, что у него внутри — наружу. В то время как слова испаряются в воздухе, изображение — это фиксированная форма, которая позволяет исследовать эмоциональное состояние с разных сторон. Линии, каракули можно делать быстро, медленно, плавно, неровно, можно кисточку втыкать в бумагу или медленно водить по ней.

Изображение позволяет терапевту и клиенту получить буквально более полную картину опыта клиента, что может привести к более глубокому обсуждению в дальнейшем.

Создание изображений удивляет и вселяет уверенность. Когда клиенту помогают создать что-то во время терапевтического сеанса, он часто удивляется новым идеям и «материалу», которые у него возникают. Это дает ему чувство контроля и напоминает о его внутреннем ресурсе.

 

Автор:

Надежда Осипова наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.

  • опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;

  • опыт работы практикующим психологом в области семейных и супружеских отношений с 1998 г;

  • автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, семейной и позитивной психологии.

 

Обучаю экспертов-психологов кратно увеличивать свой доход за счет правильной методологии и смысловой упаковки частной практики.

 

Проводим супервизии для психологов. Записаться на супервизию можно здесь 

 

Все статьи по теме «Практические советы для новичков и мастеров»