Данные арттерапии в мерчандайзинге: музыкальные психотехнологии. Часть 2

15.02.2012
Арттерапия: что может музыка?


Психологи-лингвисты утверждают, что слова несут всего 15% информации, основную ее часть мы получаем невербальным путем и по большей части именно через эмоционально тонированные звуки. А музыка - это набор звуковых вибраций, выстроенных в определенной гармонии и несущих в своей основе определенное психоэмоциональное состояние (об этом говорят данные арттерапии).

Музыка, звучащая в торговом зале, может вызывать у людей приятное ощущение комфорта, то есть создавать у человека "искусственное" настроение. Музыка способна вызвать у покупателя ощущение уюта, расслабляя, отвлекая его от забот и проблем, но при этом, не вгоняя его в апатию.

В праздничные дни музыка, особенно знакомая с детства, может вызывать ностальгические чувства и настраивать на мысли о вечном. Люди вспоминают о семье, старых друзьях, возникает желание с головой окунуться в торжество. В этот момент категория денег полностью исчезает из их сознания, подспудно возникают мысли, что живем то один раз.

Музыка может вызывать любопытство, стремление к чему-то новому, к путешествиям. Люди начинают лучше покупать товар тех стран, музыка которых звучит в торговом зале.

Музыка может вызывать аппетит у человека. Так, в продуктовых магазинах чаще всего включают инструментальную музыку, поскольку исследования доказали, звуки скрипки и фортепиано возбуждают аппетит. Проголодавшийся человек, безусловно, оставит в супермаркете на порядок больше денег, чем сытый. Недаром во многих ресторанах предпочитают слушать звуки «живой» музыки.

Почему в спортивных магазинах стараются ставить ритмичную музыку? Такая музыка может зарядить энергией, дать человеку почувствовать в себе необыкновенный прилив сил. И клиент, пришедший за шариком для пинг-понга, купит заодно и футбольный мяч, и кроссовки для пробежек.

Музыка способна разжечь либидо клиентов. В секциях нижнего белья нередко включают саксофонные соло и саундтреки из известных эротических фильмов. Вызывая чувство сексуальности своих клиентов, владельцы магазинов заставляют людей обращать внимание на экзотическое, стильное белье, которое, как правило, стоит на порядок дороже повседневного.

При звуках классической музыки может возникать ощущение изысканности, роскоши, богатства. Что поднимает настроение и заставляет потратить немного больше денег (как говорится «шикануть»). Недаром под классическую музыку люди заказывают то, что можно назвать излишеством — аперитив, десерт, кофе.
Эти и многие другие данные были получены из исследований, проводимых в области арттерапии и музыкальных психотехнологий.

Психологические технологии в музыке, влияющие на подсознание


Однако музыку можно использовать не только для создания хорошего настроения. Есть более сложные и интересные методики, разработанные на основе данных арттерапии и музыкотерапии.

Существует метод «подпороговых» сигналов, связанный с феноменом "подпорогового" воздействия музыкой или звуковым рядом, воспринимается органами чувств, но не осознается человеком. Таким образом, напрямую влияя на подсознание можно управлять поведением человека. Возможности "подпорогового" воздействия исследуются в области торговли, ведь это открывает широкие перспективы, поскольку позволяет стимулировать с помощью этой методики продажи.

А также в некоторых супермаркетах используют «подпороговые» музыкальные психологические технологии с целью профилактики краж. Фоновая музыка передает такие звуки, как вой милицейских сирен, звяканье наручников или свод команд, приводящих к снижению уровня воровства. В результате, потенциальный злоумышленник, получив на подсознательном уровне подобные сигналы, остережется воровать. Эти сигналы неразличимы для человеческого уха, но хорошо улавливаются подсознанием.

Изначально разрабатывались эти методики в ряде советских военных НИИ, а теперь экстраполировались по коммерческим структурам. Данные технологии чрезвычайно эффективны и широко применяются и в США.
Музыка может усиливать действие других стимулов. В рекламе используется музыкальная психотехнология именуемая AIDA (attention-внимание, interest- интерес, desire-желание, activity-активность).

Этот метод раскладывает психологический процесс восприятия рекламы по временным этапам. Вначале с помощью музыки реклама привлекает внимание, затем возбуждает интерес, потом желание купить продукт и, наконец, покупательскую активность.

Рекламный щит можно рассматривать сверху вниз, снизу вверх, сбоку и сзади, и впечатление каждый раз будет различным. Музыку же всегда слушают в одном направлении: с начала к концу. Даже если её слушать с середины произведения направление сохраняется. Это означает, что формула AIDA работает в музыке наверняка и  предсказуемо.

Внимание обычно привлекает что-либо, отличающееся от следовавшего перед ним. Обычно применяются следующие способы выделения роликов при помощи музыки: ролик озвучивается музыкой, стилистически отличающейся от музыки, звучащей в других роликах.

Второй пункт в данном методе предполагает возбуждение интереса. Музыка не может в рекламном ролике быть основным средством воздействия. Привлечение интереса осуществляется благодаря тексту или изображению.

Третьим этапом, согласно методу AIDA, является процесс возбуждения желания. Музыка создает благоприятные эмоции и удобные звуковые условия для голоса диктора. В рекламе концертов и аудио-записей музыка может возбудить желание посетить концерт или купить запись.

Последним этапом формулы AIDA является возбуждение покупательской активности. Здесь музыка может активизировать мышечные процессы. Мышечная активность способствует покупательской активности, так как не двигаясь, нельзя совершить покупку. Физиологи обнаружили, что мышечную активность возбуждают различные акустические шумы. Некоторые шумовые звуки заставляют мышечную ткань сокращаться. Шумовые звуки воспроизводятся многочисленными ударными инструментами, следовательно их можно использовать в качестве катализатора активности.

На основании того, что стоимость оказания консалтинговых услуг по разработке специальных музыкальных программ очень высока, специалисты в данной области крайне неохотно делятся принципами разработки музыкальных решений.

Существуют методы воздействия музыкой с оценкой эмоционального состояния человека на основе анализа активности мозга. Такие музыкальные психотехнологии сейчас активно развиваются за рубежом и заключаются в изучении реакций различных зон головного мозга на оказываемое воздействие музыкой. Показатели мозга снимаются с помощью обычного энцефалографа.

Найджел Хелиер (Nigel Helyer) из университета западной Австралии (Univesrity of Western Australia) и университетская лаборатория SymbioticA создали проект GeneMusiK, превращающий генетические коды в музыкальные произведения, расшифрованные последовательности ДНК в ноты и наоборот.

Создатели GeneMusiK не просто разработали математические алгоритмы преобразования генетических кодов в музыкальные композиции, но и осуществили противоположную трансформацию — они научились превращать ноты в цепочки ДНК. Любая мелодия может послужить образцом для синтеза искусственной ДНК. После такого синтеза биологи внедряют фрагмент "музыкального" кода в гены бактерий, разводят их в пробирках. После ряда этапов размножения и мутаций — снова проводят расшифровку генетического кода и преобразовывают его в ноты, уже отличающиеся от исходных. Такие записи авторы проекта называют "музыкальные формы, которые мутировали в биологическом контексте".

Ден Карлсон из Блэйна, Миннесота, после долгих лет упорной работы выяснил, что звуки, снабжающие энергией растения, обладают той же самой частотой, что и звуки, которые, по Томатису, пробуждают людей. Это звуки с частотой в 5000 Гц, минимальной частотой, оказывающей на нас положительное влияние. Открытие Карлсона в очередной раз подтвердило гениальность Матери Природы. Карлсон добавил пульсирующий звук частотой в 5000 Гц, источником которого послужило пение гигантского сверчка в качестве фона в записях музыки в стиле барокко и другой музыки. Он проигрывал эту музыку растениям, а потом опрыскивал их питательными веществами.

Музыка помогала растениям усваивать питательные вещества с эффективностью в 700% по сравнению с обычной. В результате скорость их роста увеличилась на 99%. Например, десятисантиметровое растение, нормальный размер которого составляет около пятидесяти сантиметров, за два с половиной года обработки при помощи питательных веществ и обеденной музыки Карлсона выросло до 400 метров и попало в «Книгу рекордов Гиннесса».

В Стэнфордском университете в Калифорнии исследуется «декодирование» мозговых процессов человека. При использовании метода измерения частоты магнитного резонанса, к головам добровольцев прикреплялись датчики. Во время измерений включалась запись симфоний английского композитора XVIII века Уильяма Бойса, в произведениях которого присутствуют хорошо определяемые по звучанию части. В момент смены частей симфонии, приборы фиксировали активность в долях головного мозга. Одна зона активности находится внизу лобного участка коры головного мозга, а другая – в задней части того же участка, отвечающая за внимание и запоминание. Учитывая, что активность расположенных в правом полушарии обеих зон, развивалась последовательно, исследователям удалось установить и подтвердить, что именно правое полушарие отвечает за эмоциональное восприятие. Данный метод, по словам ученых впоследствии позволит изучать процессы в других областях мозга.

Сканирование мозга позволило Готтфреду Шлаугу выявить, как годы музыкальной практики изменяют мозг профессиональных музыкантов. Так, было показано, что мозг музыкантов в определенных зонах имеет гораздо больше нервных клеток. Профессор обследовал профессиональных музыкантов и 15 человек, не имеющих к музыке никакого отношения. Обе группы были представлены мужчинами. 4 зоны мозга у музыкантов содержали большее количество серого вещества, чем мозг не музыкантов. Все 4 зоны обычно связываются с музыкальными способностями. Однако профессор убежден, что дополнительные исследования необходимы, чтобы окончательно разобраться, как же происходит перестройка мозговой ткани в соответствии с профессиональной деятельностью. Альтернативным объяснением полученного факта может быть то, что эти люди родились с таким мозгом, что и "сделало" их талантливыми музыкантами. Однако эксперименты на животных показали, что мозг действительно может перестраиваться в соответствии с повторяющейся деятельностью. При изучении мозга людей было показано, что, например, мозг водителей такси имеет гораздо больший гиппокамп в сравнении с другими людьми. Именно эта часть мозга связывается с навигационными задачами.  Более того, у водителей такси, которые имеют больше часов опыта вождения, некоторые зоны гиппокампа больше, чем у тех водителей, которые имеют меньший опыт вождения.

Халявина Т.Г.,
преподаватель Института
Современные музыкальные психотехнологии / Т.Г.Халявина // Гуманитарные технологии XXI века : материалы IV региональной науч.-практ. конф., Березники, 2008 г.

Литература

1.    Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования/А.В.Торопова. – М., 2008. – 248 с.
2.    Халявина, Т.Г. Музыкотерапия как психокоррекционное средство в работе с детьми с ЗПР/ Т.Г. Халявина // Тезисы региональной научно-практической конференции «Мир человека и его измерения», 2007.

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)