Психология творчества: лабиринт и мышление человека взаимосвязаны
Лабиринт – загадочная и весьма неоднозначная структура, которая, так или иначе, встречается во всех культурах земли.
Что такое лабиринт, и в чем заключается его феномен? На этот счет существует масса версий и определений, но мы акцентируем внимание на том, что может быть полезно с точки зрения практической психологии и арттерапии (психологии творчества).
Как правило, лабиринт определяют как некую структуру, состоящую из запутанных путей. Однако, это, в буквальном смысле, - слишком поверхностный взгляд. В любом лабиринте присутствует своя логика и закономерность, а также некое качество, которое объединяет все лабиринты мира между собой.
Если внимательно присмотреться к рисунку (чертежу) любого лабиринта можно заметить, что какой бы формой не обладал лабиринт (квадратной, круглой, эллипсоидной и т.д.) в ее основе, так или иначе, лежит спираль.
В изобразительном искусстве, равно как и в геометрии, спираль – это форма, в которую легко может быть вписана любая двухмерная или трехмерная фигура, кроме того в спирали, как в знаке свертывания и развертывания, всегда присутствует динамическая сила, которая невозможна без фактора времени (четвертого измерения). Данное описание приводит нас к выводу, что спираль – проявленная архетипическая структура, обладающая как минимум четырьмя измерениями.
Это дает нам возможность предположить, что лабиринт (имеющий спираль в своей основе) может быть использован и для работы с человеческим восприятием (в том числе, в рамках арттерапии, психологии творчества), которое в этом мире также регистрирует четыре измерения.
О взаимосвязи лабиринта и человеческого мышления нам говорит еще одна очевидная аналогия.
Полушарная структура человеческого мозга имеет форму лабиринта. Безусловно, каждый человек уникален, поэтому в мире вряд ли найдутся идентичные узоры извилин, однако поскольку все лабиринты имеют общую закономерность в своей структуре, - существует большая вероятность их происхождения из одного источника.
Здесь стоит вспомнить также, что, по данным астрономии, любая галактика или солнечная система разворачивается в форме лабиринта. Камень, брошенный в озеро, и ложечка, опущенная в чашку кофе, – создают лабиринтообразные спирали. Элементы лабиринта можно отыскать в узоре восточных ковров ручной работы, а в Европе на протяжении ряда столетий многие парки создавались в виде лабиринта. Более того, даже эмбрион во чреве матери или росток внутри зерна – имеют ярко выраженную форму лабиринта.
Все это заставляет задуматься о том, что лабиринт – это некая форма универсальной природной гармонии. Внутри лабиринта определенные невидимые силы находятся в уникальном сбалансированном состоянии.
Возьмем за рабочую арт-терапевтическую гипотезу то, что с человеком, погруженным внутрь лабиринта, что-то начинает происходить. Структура лабиринта вызывает в его сознании определенные изменения.
Арттерапия: метод классического семикружного лабиринта
Поскольку вариантов лабиринта существует великое множество, в качестве практического примера, приведем классический семикружный лабиринт, используемый в арттерапии.
Как можно заметить из рисунка, в этом лабиринте одинаковое количество плавных поворотов как налево, так и направо. Что это дает?
Редко у кого из людей оба полушария мозга работают гармонично и в равной степени развиты. Это касается и левого (апполонического) полушария отвечающего за порядок, рассудок, точность, контроль, так и правого (дионисийского), отвечающего за образное мышление, творчество, интуицию и фантазию.
Дисгармоничная работа полушарий приводит человека к поверхностному мышлению и замутненному осознанию событий, которые происходят в его мире, как внутри, так и снаружи. Это выражается в том, что человеку очень сложно разобраться, что он действительно хочет, что несет в себе та или иная проблема, с которой он сталкивается, почему он ведет себя именно так, а не иначе, даже если ему это приносит страдания.
Создается впечатление, что человек все время находится в непрерывной суете, с ним все случается помимо него самого, и подчас не хватает какой-то Паузы, чтобы просто замереть на миг и увидеть ситуацию в целом.
Лабиринт дает такую возможность.
В идеале для того, чтобы проверить этот факт, стоит самому построить лабиринт на земле. Это довольно просто, если у вас есть дачный участок, сад возле дома или, скажем, укромная поляна в любимом лесу. Лабиринт можно выстроить из любого подручного материала, например, камней или веток. Дорожки сделать шириной приблизительно в 0,5 метра, чтобы было удобно двигаться.
А что, если такой возможности нет? В этом случае лабиринт можно начертить на бумаге. Только в этом случае двигаться по нему будет нужно не ногами, а глазами.
Вероятно, любой практикующий арт-терапевт согласиться с тем, что приемы и методики из психологии творчества, которые привносишь в свой профессиональный арсенал, вначале стоит опробовать на самом себе. Это и увлекательно и полезно. В конце концов, именно совместное творчество клиента и психолога является основой любой успешной арттерапии.
Схему построения семикружного лабиринта можно детально изучить здесь http://labiri.net/?p=573
Арттерапия: для чего можно использовать лабиринт?
Поскольку лабиринт – инструмент многоуровневый – соответственно, и способов применения ему великое множество. Остановимся на нескольких из них, чтобы оставить простор для творчества практикующим специалистам в области арттерапии.
- Первый способ: выявление желаний или препятствий
- Второй способ: построение намерения
- Третий способ: нахождение выхода из проблемной ситуации
- Четвертый способ: самоутверждение
- Пятый способ: очищение
Обозначения способов говорят сами за себя, однако для того, чтобы включить себя или клиента в нужный процесс, важно соблюдать ряд тонкостей.
Начиная свое движение по лабиринту, человек одновременно начинает путешествие вглубь себя. Образно говоря, с каждым новым витком он направляется от периферии своего сознания к внутренней глубине. Разворачиваясь там, он вновь начинает движение вовне, но выходит он уже совершенно в иной мир. Раз за разом проходя лабиринт, встраиваясь в плавный ритм движения, путешественник погружается глубже и глубже. Скорость движения внутри лабиринта определяет сам человек. В процессе движения человек постепенно настраивается на структуру пути, а путь настраивается на него. И в определенный момент происходит удивительный эффект – его правое полушарие мозга находит общий язык с левым полушарием.
Иными словами, человек вдруг начинает осознавать «подлинные вещи», «существенное ядро» в своих желаний или проблем, а «несущественное» куда-то исчезает. С каждым витком «путник» будто снимает ненужную, чужую, искусственную стружку своей личности невидимым рубанком.
Приведем пример. Человек вошел в лабиринт с четкой задачей определить , что он хочет от отношений с супругом. В процессе движения он проговаривает «Я хочу того-то, я хочу сего-то», то есть он вербально проявляет все, что лезет в голову. Он перебирает сотни, тысячи «хочунчиков» и вдруг ловит эффект, когда некая сила внутри начинает отторгать большинство из них, в буквальном смысле, словно инородные тела.
В конце концов, через некоторое время остается всего лишь одна формулировка, с которой его личность вступает в резонанс единогласно, то есть все субличности умолкают, соглашаясь с истинностью желания. Причем конечное понимание желаемого может лежать в совершенно противоположной области от того, с чего он начал путь в лабиринте.
Как правило, нахождение этого подлинного сопровождается еще и колоссальным приливом энергии, как будто человек получает карт-бланш на реализацию того, чего он действительно хочет.
Чтобы сделать данный процесс максимально успешным, необходимо все время, пусть тихо, но вслух, проговаривать все свои «хочу»: только так удается проложить дорожку от внутреннего к проявленному. Задача в том, чтобы человек выходил из лабиринта преображенным.
С помощью ходьбы достичь конструктивного эффекта погружения, конечно, проще, однако, если освоить метод «блуждания по лабиринту» глазами, можно получить универсальный и портативный инструмент в свои руки и затем использовать его в любом месте. Несколько тренировок, творческий подход к процессу, и возможно, без каких-либо препаратов войти в состояние, которое часто называют «остановкой внутреннего диалога».
Недаром выдающиеся люди, как на востоке, так и на западе, очень любили ежедневные прогулки в специальных участках парков, имеющих структуру лабиринта. Там они по-настоящему могли остаться наедине с самими собой и при этом принимать верные решения государственного масштаба.
Продолжение следует...
Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)