Ночной кошмар ребёнка — и как кукла помогает выйти из него наяву

15.08.2025

Куклотерапия в работе со страхами детей

Содержание:

 

 

 

Иногда ночь для ребёнка — это не отдых, а поле боя. Там, где взрослый видит тьму и тишину, ребёнок может видеть чудовищ, слышать шаги, ощущать чьё-то дыхание у уха.

Вы наверняка знаете, как ребёнок просыпается в слезах, судорожно вцепившись в простыню. И вы знаете, что успокоить его словами — почти невозможно. Потому что ночные кошмары у детей живут не в логике, а в теле, в эмоциях, в образах. Эти ночные ужасы у дошкольников способны влиять на дневное поведение, провоцировать тревожность и страх темноты. И вот здесь начинается самое важное.

Когда страх остаётся на утро

Утренний свет не всегда прогоняет ночных чудовищ. Иногда они остаются с ребёнком — прячутся за шкафом, под столом, внутри него самого. Они могут проявляться в капризах, отказе идти в сад, трудностях с засыпанием.

В таких случаях психологическая помощь детям требует особых подходов: важно не просто поговорить, а найти путь в тот мир, где эти страхи родились. И этот путь редко вымощен словами. Чаще он вымощен предметами. Символами. И, да, куклами, которые становятся терапевтическим инструментом.

Кукла — проводник в мир, где ребёнок хозяин

Когда вы садитесь напротив ребёнка и ставите между вами куклу, вы словно открываете портал. Кукла становится не просто игрушкой, а медиатором между внешним миром и внутренним миром ребёнка.

Я видела, как четырёхлетний мальчик, который боялся ночных теней, через метод куклотерапии впервые рассказал о том, что «у него в комнате живёт тень, которая шуршит». Он не говорил «я боюсь», он говорил от лица своей куклы:

— Моя кукла боится шуршунчика. Он приходит ночью.

И в этот момент он уже не жертва кошмара — он рассказчик истории. А рассказчик всегда сильнее, чем персонаж, которому что-то угрожает. Это и есть сила психотерапии через игру.

Кейc №1: «Сон о волке»

Маша, 5 лет, просыпалась каждую ночь с криком — ей снился волк, который гонится за ней по узкой тропинке. На первой встрече кукла у Маши была вечно прячущаяся за спину. Мы вместе сделали «куклу-волка» — нарочито смешного, с большими ушами и нелепыми лапами.

Маша начала играть в «догонялки» с этим волком, но постепенно игра изменилась: волк стал другом её куклы, потом напарником, а в конце — тем, кого она сама защищала от «злых охотников».

Через месяц мама сказала: «Она спит спокойно. Волк теперь только в игре. В сне он больше не появляется».

 

Иногда ребёнок смотрит на психолога и молчит. Слова застревают, слёзы прячутся глубоко. Но стоит появиться кукле — и вдруг всё начинает оживать: боль обретает голос, страхи — форму, а доверие — опору. Игрушка становится тем самым посредником, которому ребёнок готов доверить больше, чем взрослому. Как это работает — читайте в статье: "Кукла как посредник между психологом и травмированным ребёнком".

Кейc №2: «Тёмный дом»

Артём, 6 лет, боялся заходить в тёмные комнаты. После сна он видел сны, где один в пустом доме. Мы использовали целую «кукольную семью» и сделали макет дома из картонной коробки.

В процессе игры Артём заселял этот дом, включал в нём «свет» (маленькие фонарики), придумывал, кто живёт в каждой комнате. Психологическая игра превратила пустой дом в место силы: здесь поселились друзья, союзники, защитники.

Через несколько встреч Артём впервые вошёл в выключенную комнату у себя дома без страха, потому что «теперь он знает, что там могут быть друзья».

Почему работает именно кукла

Психологи знают: работа с детскими страхами и тревожностью требует мягких техник.

Куклотерапия создаёт безопасную дистанцию между ребёнком и переживанием. Кукла — носитель проекции, объект, через который ребёнок может вынести страх наружу, разыграть его, изменить сценарий сна.

В кукле есть ещё одна магия: она позволяет ребёнку почувствовать контроль. Он может управлять ею, а значит — управлять тем, чего боялся.

И когда ночью снова подкрадётся страшный сон, у него уже будет навык: «Я могу изменить его конец». Это и есть эмоциональная поддержка детей в действии.

Игра с куклой как репетиция будущей победы

Каждая кукольная сессия — это репетиция. Сначала страх появляется в игре в привычной форме. Потом меняется контекст: чудовище становится смешным, маленьким, уязвимым.

И вдруг ребёнок понимает, что может быть сильным.

Это не отменяет сна, но меняет его послевкусие. Вместо бессилия — опыт победы. А для психолога это важная часть работы с тревожностью у детей.

 

Многие психологи уверены: проверенные техники работают всегда. Но попробуйте применить их к тревожному ребёнку — и часто увидите лишь молчание, отвод глаз, застывшее тело. В этот момент все привычные инструменты бессильны. А маленькая кукла вдруг делает то, чего не смогла ни одна «взрослая» методика — открывает дверь внутрь. Уверены, что не переоцениваете свои техники? Тогда загляните в статью: "Почему куклотерапия эффективнее привычных техник в работе с тревожными детьми"

Если копнуть глубже

Взрослые иногда думают, что «кукла — это просто игрушка». Но для ребёнка дошкольного возраста кукла может быть таким же значимым символом, как для взрослого — фотография близкого или письмо от любимого.

Через неё можно прожить утрату, избавиться от чувства вины, научиться выражать злость, освоить опыт заботы. Именно поэтому работа с детскими снами и кошмарами через куклотерапию так ценна: она не только снимает симптом, но и формирует у ребёнка устойчивый навык эмоционального самоконтроля.

 

Подробнее о методе куклотерапии вы можете узнать на курсе "Куклотерапия в работе с детскими страхами"

Куда ведёт этот путь

Представьте ребёнка, который неделю назад просыпался в слезах, а теперь — спокойно укладывает свою куклу спать, шёпотом рассказывая ей сказку. Он уже не ждёт нападения, он создаёт историю. Это и есть победа, которую можно ощутить руками.

А для нас, психологов, — это напоминание, что иногда простая кукла способна стать ключом от дверей, за которыми живёт свобода.

3 ключевые мысли:

  1. Ночные кошмары у детей — это отражение глубоких эмоциональных переживаний, и мягкие психологические методы, такие как куклотерапия, помогают их проработать.
  2. Кукла создаёт безопасную дистанцию, помогая ребёнку вынести страх наружу и изменить сценарий сна.
  3. Работа с куклой формирует у ребёнка навык эмоциональной устойчивости, который останется с ним надолго.


Если вы хотите овладеть инструментом, который помогает ребёнку не просто уснуть без страха, а изменить его внутреннюю историю, расширяйте свой арсенал. Курс по куклотерапии — это не про игрушки, это про будущее детей. И, возможно, однажды именно ваша рука поможет маленькому человеку выйти из своего кошмара — наяву.

 

 

Автор статьи:

 

Надежда Осипова - наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.

  • опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;
  • опыт работы практикующим психологом в области семейных и супружеских отношений с 1998 г;
  • автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, арт-терапии, семейной и позитивной психологии.

 

 

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)