ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КЛИЕНТ НЕ ПРИХОДИТ?

Государственная лицензия

Государственная лицензия

Институт имеет Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности

Диплом, удостоверение

Диплом, удостоверение

Форма документов, выдаваемых в нашем институте, соответствует всем требованиям государства. Образец диплома/удостоверения вы можете увидеть на странице любой программы в блоке "Стоимость".

Льготная стоимость

Льготная стоимость

Вы можете оплатить обучение в рассрочку. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 чел). 

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

26 направлений обучения по педагогике и психологии, более 450 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

 

 

 

У всех нас были такие ситуации. Мы думаем, что терапия идет как по маслу, а потом вдруг наш клиент перестает появляться. Иногда мы получаем электронное письмо об отмене или сообщение в WhatsApp, в котором говорится, что они позвонят нам или напишут позднее, чтобы перенести дату, но мы уже знаем, что это код «Я больше не вернусь!».

 

 

 

Слишком легко обвинять клиентов в отказе от консультирования. Психологи в этих случаях обычно говорят: «Они не были готовы что-то делать для изменений» или «Мы достигли кульминации в работе и это было слишком для них». В этих утверждениях может быть доля правды, но достаточно ли хорошо мы психологи обучаем клиентов процессу завершения терапии?

Это действительно очень здорово пройти с клиентом от начала до конца, от точки А, где он сейчас находится и до точки Б – получения конечного результата. Но часто это привилегия, которую мы не получаем.

Мы теряем клиентов, когда один из нас уходит в отпуск.

Мы теряем клиентов, когда жизнь становится для них необычайно насыщенной.

Мы теряем клиентов и иногда даже не знаем почему.

 

«Где я была неправа?»

Если вы чем-то похожи на меня, вы склонны воздерживаться от любого обвинения клиента в том, что он не выполняет предписанные мной домашние задания. Вместо этого я всегда задаюсь вопросом, где я ошиблась? Что я могла сделать по-другому? Это ведь было блестящее вмешательство, но почему оно провалилось? Разве эта техника не была так своевременна и актуальна, как я думала? Вы видите, как очень легко начать заниматься самоосуждением.

Мы можем никогда не узнать, почему клиенты не возвращаются на наши сеансы, но вы, как практикующий психолог, должны осознавать, как вы лично способствуете прекращению терапии клиентом и что вы можете с этим поделать. Ниже я поделюсь с вами некоторыми своими предложениями, основанные на собственном опыте.

 

Обязательно заключайте с каждым клиентом договор

Это может быть индивидуальный договор с каждым клиентом, где будет указано количество сессий и время каждой из них, сумма и способы оплаты, а может быть договор-оферта, где указывается минимальное количество сессий и договоренность о продлении консультационного процесса при необходимости.

Да, о завершении терапии тоже необходимо договариваться в начале. Обращаясь к обсуждению о прекращении терапевтического процесса в самом начале, в таком случае клиенты смогут лучше понять, что у такого рода взаимоотношений есть начало, середина и конец. Информированное же согласие позволяет клиенту узнать, чего он может ожидать от работы с психологом.

В разгар разговора о конфиденциальности, платежных контрактах и ​​т.п. было бы также разумно обсудить идеальный конечный результат, который клиент сможет получить по окончанию работы с вами.  

 

  • Попросите клиентов представить их идеальный конечный результат, как будет выглядеть их жизнь, когда терапия закончится? 

  • Что будет иначе, что изменится?

  • Какими навыками они будут обладать, которых у них нет в настоящее время?

 

Это даст им понять, что вы стремитесь к обоюдно согласованной цели и готовы им помочь ее достичь.

Как психологи, мы держим в голове общую картину и смотрим вдаль. Между тем, клиенты часто видят только непосредственные проблемы. Конечно, цели могут меняться по ходу терапии и именно это часто происходит. Когда возникают проблемные ситуации, о которых клиент даже не подозревал, мы пересматриваем весь рабочий алгоритм и включаем новые цели в наш план. Как только мы признаем, что завершение терапии — это тоже процесс, а не внезапный конец, мы можем постоянно сверяться с тем, как он проходит в реальности.

 

Поощряйте клиентов к открытой и честной обратной связи о терапевтическом опыте

Когда и как можно поощрять клиентов к обратной связи:

 

1. В самом начале мы можем пояснить клиентам каков будет совместный характер наших взаимоотношений и что мы ожидаем от них как от клиентов.

Расскажите им о том, что иногда вы будете просить их выполнять домашнюю работу и их отзыв насколько это было полезно, будет значим для вас. Скажите им также о том, что, когда они честно и открыто сообщат вам, что назначенное домашнее задание было не очень полезным и эффективным, это даст вам возможность направить рабочую сессию в другом направлении.

 

2. Просите своих клиентов давать обратную связь в конце каждой сессии на протяжении всего процесса, чтобы смоделировать двусторонний обмен мнениями, упомянутый во время первой встречи.

  • Спросите о том, как они чувствовали себя на сеансе, особенно после уязвимого раскрытия с их стороны?

  • Как это повлияло на взаимопонимание и доверие к вам?

  • Спросите о темпе. Это слишком быстро или слишком медленно?

  • Замечают ли они тот прогресс, на который надеялись?

  • Что работает в терапии, а что нет по их мнению?

 

Что делать, если клиент прекратил ходить на терапию?

Итак, что можно сделать психологу, когда клиенты внезапно перестают появляться? Вот несколько идей, которые я использую в своей практике:

Обратитесь к своим собственным чувствам. Что сейчас с вами происходит? Вы раздражены или очень обеспокоены отсутствием дохода в текущем месяце и сокращением количества клиентов?

Признайте, что это только ваши собственные чувства и ваши личные страхи, не позволяйте им присутствовать в диалоге с клиентом.

Не принимайте эту ситуацию слишком близко к сердцу. Часто выход из терапии больше связан с тем, что происходит с нашим клиентом, чем с нами или с тем, что мы сказали или не сказали, что сделали или не сделали.

Проявите сочувствие, когда клиенты не явятся или отменят встречу. Цель состоит в том, чтобы сообщить клиентам, что вы доступны для них, а не наказывать их. Всегда оставляйте дверь открытой для их возвращения. Отправьте этому клиенту в ответ электронное письмо через несколько дней или неделю. Дайте им знать, что вы с пониманием относитесь к их решению, но всегда готовы продолжить терапию, как только они будут к этому готовы. Такой подход не гарантирует, что клиенты обязательно возвратятся, но поощрение открытого общения может помочь уменьшить отсев.

Некоторым клиентам может быть стыдно возвращаться к терапевту, если они не пришли на запланированную консультацию или у них есть непогашенный баланс. Это общие вопросы, которые должны решать сами психологи. Хотя меня может раздражать, что у меня появилось незапланированное окно в моем графике, но меня все же больше беспокоит, в порядке ли сейчас мой клиент.

Больше всего я хочу, чтобы мои клиенты знали, что я забочусь о них. Мне интересно, что с ними случилось в данный момент времени, что их подтолкнуло к решению прекратить психологические консультации? Но иногда нам приходится смириться с фактом, что мы об этом можем никогда ничего не узнать.

 

КРИТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПСИХОЛОГОВ В РАЗВИТИИ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ

 

Автор:

 

 

 

Надежда Осипова - наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.

  • опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;

  • опыт работы практикующим психологом в области супружеских отношений с 1998 г;

  • автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, семейной и позитивной психологии.

 

Обучаю экспертов-психологов кратно увеличивать свой доход за счет правильной методологии и смысловой упаковки частной практики.

 

Подписаться на канал в Telegram – Практикам о практике