КАК ПСИХОЛОГУ ЗАКОНЧИТЬ СЕАНС ТЕРАПИИ ВОВРЕМЯ И НЕ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ?

Государственная лицензия

Государственная лицензия

Институт имеет Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности

Диплом, удостоверение

Диплом, удостоверение

Форма документов, выдаваемых в нашем институте, соответствует всем требованиям государства. Образец диплома/удостоверения вы можете увидеть на странице любой программы в блоке "Стоимость".

Льготная стоимость

Льготная стоимость

Вы можете оплатить обучение в рассрочку. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 чел). 

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

26 направлений обучения по педагогике и психологии, более 450 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

 

 

 

 

То, что происходит в начале и в конце сеанса, может иметь решающее значение.

 

 

 

 

 

Завершить сеанс с клиентом вовремя и сделать это изящно бывает непросто, особенно для начинающих специалистов. 50 минут консультации у них иногда растягивается ещё на 10-15 минут, а то и на целых полчаса. Существует множество идей, как завершить сеанс своевременно и многие из этих предложений действительно могут быть эффективными, но почему не у всех психологов получается применить их на практике?

Прежде чем мы углубимся в тему — как завершать сеанс вовремя, я бы хотела уделить некоторое время обсуждению вопроса, почему психологические сеансы длятся всего 50 минут? Почему бы не оставить больше времени между сессиями на случай, если какой-то клиент захочет продлить сеанс?

 

Почему «час терапии» длится всего 50 минут?

Никто на самом деле не знает, как появился терапевтический час в 50 минут, и никто не знает почему он с самого начала стал называться терапевтическим «часом». Хотя сегодня в некоторых психологических школах час терапии сократился до сорока пяти минут.

50 минут — это просто условное количество времени, ставшее стандартной практикой.

Каждая сессия имеет начало, середину и конец. Времени достаточно, чтобы клиент мог акклиматизироваться в терапевтическом кабинете, проработать свою проблему и подойти к финалу. Я не могу сказать, что каждая из моих клиентских сессий такая же структурированная, но это мои цели для каждой встречи с клиентом.

Неделя между сеансами также является произвольной конфигурацией, которая стала нормой. Хотя лично я считаю, что 2 встречи в неделю, особенно в самом начале терапевтического процесса могут быть более оптимальными, но очевидно, что время и деньги все же имеют большое значение для большинства людей. 

В любом случае, каким бы ни было время между сеансами, важно, чтобы между ними было пространство, позволяющее материалу сессии интегрироваться в жизненную систему клиента, потому что большая часть терапии происходит именно между сеансами. По этой же причине, считаю, что два сеанса в неделю, как правило, намного лучше, чем сдвоенный сеанс.

 

Важность терапевтического часа

В некотором смысле, мои сеансы в 50 минут заканчиваются своевременно еще по логистическим причинам. Пять минут потом у меня уходит на написание заметок по прошедшей сессии и пять минут на подготовку к следующему клиенту.

Моя подготовка часто включает в себя заземление, чтобы помочь мысленно переключиться с одного клиента на другого, быструю проверку электронных писем и сообщений, возможно, быстрый телефонный звонок. Иногда в эти десять минут я просматриваю записи прошлой недели, потому что помню, что хотела начать с чего-то конкретного. Обычно я в этом нуждаюсь только для новых клиентов. Что касается других, то их истории уже заложены во мне.

Если у меня полный список клиентов в течение дня, то несвоевременное завершение сессии с одним клиентом создаст плохой прецедент и собьёт дневной график, вызывая стресс не только у меня, но и у клиентов, которые придут позднее.

Так что да, я обычно начинаю каждую сессию вовремя и заканчиваю ее ровно через пятьдесят минут после начала сеанса.

Ну а теперь давайте перейдем к следующему вопросу.

 

Почему бы специалисту не увеличить время сеанса?

Даже если клиент предлагает заплатить за продление сессии, считаю, что затягивание сеанса не является хорошей терапевтической практикой.

Иногда клиент занимается тем, что называется «момент дверной ручки»». Это когда клиент решает сказать что-то важное для него как раз в тот момент, когда сеанс заканчивается. Это происходит удивительно часто. Иногда клиенту требуется весь сеанс, чтобы набраться смелости и раскрыть важную часть информации. Иногда клиент может подсознательно дождаться конца, чтобы что-то сказать и почувствовать облегчение, избавившись от эмоционального груза. Иногда, возможно и такое, клиент делает это в надежде, что терапевт почувствует себя обязанным продлить сеанс.

Как бы то ни было, часть терапевтической работы состоит в том, чтобы помочь каждому клиенту лучше справляться с ограничениями во времени, пространстве и отношениях, проблемами, которые, вероятно, волнуют его и за пределами психологического кабинета.

 

Соблюдение времени сеанса терапии может придать клиенту сил

Своевременное завершение сеанса дает клиенту понять, что психолог верит в его способность управлять своей жизнью. Продление же сеанса будет наоборот посылом клиенту, что без специалиста, он никогда не сможет самостоятельно справиться с возникшей проблемой. Осознание этого может стать обескураживающим для человека.

Твердое время терапевтического сеанса — это также инструмент, который помогает клиенту учиться устанавливать межличностные границы. Роль консультанта иногда состоит в том, чтобы поддерживать границы времени сеанса любой ценой, чтобы помочь клиенту исправить его травматическое прошлое, связанное с разрушительными отношениями и разрушенными границами.

 

Клиенты склонны находить творческие способы продлить время сеанса

Они могут захотеть показать фото, которое забыли показать за весь сеанс. Или могут потратить время на то, чтобы собрать свои вещи или начать надевать пальто с мучительной медлительностью. Я знаю, почему они это делают и знаю, что это часть терапии, а моя роль — всё замечать и отмечать.

Ну а теперь, давайте перейдем к разбору вопроса, как психологу своевременно завершать психологические сессии. 

Хочу обратить ваше внимание, что данные предложения основаны на моем профессиональном и личном опыте, который я приобрела, работая в различных условиях и с различными людьми. У вас могут сформироваться свои собственные подходы и правила окончания сессии.

 

Как вовремя заканчивать психологические сеансы

1. Имейте часы в видимой доступности

Многие клиенты сами будут следить за временем, если у них есть доступ к часам.

 

2. Измените направление 

Ориентировочно за 15 минут начните переводить сессию в режим подведения итогов. Перестаньте задавать вопросы, которые требуют дополнительного обсуждения, чтобы облегчить себе задачу. Если вы будете использовать такой подход в ​​конце каждого сеанса, ваш клиент, скорее всего, сразу будет понимать, что время консультации подошло к концу.

 

3. Невербальные сигналы

Будь то закрытие блокнота, в котором вы делали записи во время сессии или вставание чтобы взять ежедневник, или телефон, существуют различные способы, которыми вы можете послать своим клиентам невербальные сигналы, что встречу пора заканчивать.

 

4. Вербальные сигналы

За 10-15 минут до окончания сеанса сообщите клиенту, что время подходит к концу и пора подвести итоги. Это особенно полезно для тех клиентов, с которыми вы изо всех сил пытаетесь установить твердые границы.

 

5. Проверяйте и перенаправляйте сообщения «дверной ручки»

Если клиенты ждут до последней минуты, чтобы поднять ключевые вопросы, важно подтвердить, что вы рады тому, что они подняли этот вопрос, а также отметить, что сегодняшняя сессия подошла к концу и вы сможете обсудить данный вопрос на следующей встрече. 

Сообщите им также о том, что если они почувствуют себя плохо через пару дней, то всегда могут позвонить вам и записаться на дополнительный сеанс. Не факт, что они это сделают на самом деле, но для них важно знать, что они могут всегда обратиться к вам за помощью и вы будете для них доступны.

Коллеги, адаптируйте любой подход, который, по вашему мнению, лучше всего подходит для текущего клиента, с которым вы работаете. Помните, что не все клиенты одинаковы, у них разные потребности и им могут потребоваться разные подходы.

 

Остались вопросы?

Тогда приглашаю вас к себе на стратегическую консультацию.

Стратегическая консультация будет полезна тем психологам/коучам, кто хочет:

  • объективно оценить свои перспективы;

  • разработать «дорожную карту» частной практики;

  • построить трек профессионального развития с учетом индивидуальных особенностей;

  • наметить цель и расставить приоритеты;

  • прокачать софт-скилы;

  • избежать профессиональных ошибок, не тратя впустую свое драгоценное время и деньги.

 

Что будет на стратегической консультации:

  • вы поделитесь со мной тем, что вас волнует и тревожит в работе психолога;

  • расскажите какие вопросы вы не можете самостоятельно разрешить при создании или развитии вашей частной практики;

  • по окончании консультации предложу вам индивидуальный план, как вы сможете расти по экспоненте.

 

Подать заявку на стратегическую консультацию можно здесь:

  

Автор:

 

 

 

Надежда Осипова - наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.

  • опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;

  • опыт работы практикующим психологом в области супружеских отношений с 1998 г;

  • автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, семейной и позитивной психологии.

 

 

Подписаться на канал в Telegram – Практикам о практике