Развод без шрамов: как песочная терапия помогает ребёнку собрать себя заново

22.05.2025

Развод без шрамов: как песочная терапия помогает ребёнку собрать себя заново

Содержание:

 

 

«Он сказал, что это не его дом. Что папин дом — чужой, а мамин — не до конца настоящий. А потом зарывал фигурки в песке, пока не стер в кровь ладонь. Это был мой третий сеанс с Лёшей...».

 

Психологи, работающие с детьми в период развода родителей, знают: это не про грусть. Это про потерю координат. Мир ребёнка вдруг становится двухплановым: в нём два холодильника, два режима сна, две упаковки зубной пасты — но ни одного ощущения дома.

Порой даже самая чуткая беседа не может достучаться до боли, потому что ребёнок не знает слов чтобы описать, что с ним происходит. А иногда и вовсе боится их произносить. Что тогда делать?

Ответ — в практике, которая не требует слов, но даёт голос самой глубокой части детской психики.

 

Где начинается терапия — и заканчивается хаос

Кейс: Лёша, 7 лет

После развода родителей — ночные истерики, страх темноты, ненависть к новому мужчине мамы. Вербальные сессии проваливались: замкнутость, отстранённость, молчание.

На пятой сессии песочной терапии он создал картину «город в пустыне». В центре — дом с одним окном. Остальные — засыпаны песком. Вокруг — фигурки, зарытые до пояса: «Они застряли».

Через 2 месяца работы Лёша сделал расстановку, где в одном доме — два родителя, но с отдельными комнатами, между ними — игрушечный поезд. Сказал: «Я теперь могу ездить туда и сюда. Я машинист».

Кейс: Кира, 5 лет

Сильная привязанность к отцу, пережившему измену супруги. После развода — агрессия к матери, уход в «детское» поведение, постоянное нытьё. На песочных сессиях Кира создаёт замкнутое пространство из заборов. Внутри — только одна фигурка. Все остальные — снаружи. «Это она всех выгнала!».

Через несколько встреч Кира приносит фигурку феи. Говорит: «Теперь у неё есть подруга». Заборы остаются, но уже с воротами. Это — первый шаг к построению новой привязанности.

Почему песок?

Потому что песок не требует слов, но слышит чувства. Потому что это не просто психологическая техника — это живая нейросреда.

Когда ребёнок работает с песком, он:

  • одновременно моделирует и телесно проживает ситуацию;
  • создаёт структуру из хаоса, размещая образы в пространстве;
  • получает контроль над событиями, которые ранее разрушали его чувство безопасности.

Песочная терапия — это не про игру. Это про сборку внутренней карты после землетрясения.

Что происходит с мозгом ребёнка во время песочной терапии

Исследования нейропсихологов показывают, что:

  • сенсомоторная стимуляция через тактильный контакт с песком снижает уровень кортизола (гормона стресса);
  • активация левого и правого полушарий через выбор фигурок и построение сюжетов помогает в интеграции травматического опыта;
  • символическая экспрессия позволяет переработать неосознанные чувства в безопасной форме.

Это всё — фундаментальная часть нейропластичности: способности мозга к адаптации. У детей она максимальна, и именно поэтому каждая песочная сессия может менять не только поведение, а структуру восприятия мира.

Что делает психолог в песочной терапии при разводе родителей?

  • Не объясняет ребёнку, как «надо чувствовать».
  • Не предлагает готовых решений.
  • Не комментирует сюжет прямо.

Он создаёт пространство, в котором ребёнок может пережить ситуацию безопасно и по-своему.

Вот как это может выглядеть на практике:

– Почему эта фигурка стоит спиной к другим?
– Она не хочет, чтобы её жалели.
– А почему ты поставил рядом собаку?
– Чтобы она охраняла.

Никакого вмешательства. Только свидетельствование. Поддержка. Контакт. Это — и есть песочная терапия.

Конкретные приёмы, которые стоит использовать детскому психологу

  • Фигурки с эмоциональными выражениями лиц — чтобы дать возможность идентифицировать чувства;
  • Зоны в песочнице — «мама», «папа», «я», «место для друзей» — хорошо работают для реконструкции семейной системы;
  • Работа с водой или светом — постепенное включение дополнительных медиумов помогает раскрыть символику глубже.

Что ещё даёт песочная терапия ребёнку при травме развода?

  • Безопасный способ выразить гнев, обиду, тревогу без осуждения;
  • Опыт управления ситуацией и нахождение решений;
  • Формирование новой картины мира, где боль не исчезает, а трансформируется.

Финальный аккорд: песочница как проекция новой семьи

Если посмотреть на песочницу не как на терапевтический инструмент, а как на макет внутреннего мира ребёнка, всё встаёт на свои места.

В какой-то момент ребёнок сам перестаёт зарывать фигурки. Он строит мосты. Он ставит рядом двух родителей. Или не ставит — но делает это уже осознанно.

И именно тогда происходит главный терапевтический сдвиг: ребёнок больше не жертва ситуации, он — её автор.

3 ключевые идеи статьи:

  1. Песочная терапия — уникальный инструмент для работы с детьми в процессе развода, поскольку обходит вербальные барьеры и работает напрямую с бессознательным.
  2. Практика помогает ребёнку не просто пережить развод, а интегрировать его в свою картину мира без разрушения личности.
  3. Работа психолога заключается не в «починке» ребёнка, а в создании условий для его внутренней трансформации через игру и символику.

Что дальше?

Если вы — детский психолог и работаете с детьми, переживающими развод, обратите внимание на возможности песочной терапии. Не просто как на метод, а как на портал в эмоциональный мир ребёнка.

 

Попробуйте в следующей сессии не задавать вопросов — а предложить поработать с песком. Вы удивитесь, сколько там может быть смысла, боли, любви — и восстановления.

 

Возможно, самый важный разговор с ребёнком — тот, который он однажды проведёт сам с собой … в песочнице.

 

 

Курс повышения квалификации для детских психологов «Песочная терапия в работе с дошкольниками и младшими школьниками»

 

 

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)