ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ (ФГОС)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Узнать подробнее
Главная / Блог / Статьи по психологии и педагогике / Статьи по психологическому консультированию / Практическая психология: использование мотиваторов в консультировании

Практическая психология: использование мотиваторов в консультировании

08.08.2014

мотиватор     Что же такое “мотиватор” и как его использовать в консультировании? Изначально мотиваторы – это плакаты, сделанные по особому шаблону, пропагандирующие определенные моральные ценности, придающие позитивный настрой. Они представляли собой разновидность наглядной агитации, их развешивали в школах, университетах, на рабочих местах. Особенную популярность мотиваторы получили в США и СССР. Сравнительно недавно это понятие вошло в нашу жизнь в новом значении. Сейчас мотиватор – это вдохновляющая на что-либо картинка, стимулирующая на действие или на какое-то изменение.

     Для того, чтобы правильно использовать этот ресурс в своей работе, разобраться в нем просто необходимо. Как правило, мотиватор выполняется на черном фоне, а изображение в белой рамке – самая суть мотиватора.  Шрифт текста также выполняется белым цветом. Под картинкой помещается слоган, т.е. его основная идея, квинтэссенция. Золотое правило мотиваторов:  “краткость – сестра таланта”.  Ниже располагается вторая часть мотиватора – таглайн  (пояснение или цитата). Зная основные правила, можно самому легко изготовить мотиватор, который послужит эффективным инструментом в работе с персоналом и клиентами, в рекламе и обучении.

     Почему же использование мотиваторов стало таким популярным?

     Основная причина – это их краткость и глубина. Современный человек очень восприимчив к чистоте выражения чувства и мысли, если они обращены к его ситуации, к логике его жизни. Именно поэтому так часто консультанты используют афоризмы, метафоры, мудрые слова в консультировании. Это инструмент, который помогает выявить установки, чувства и мысли, недоступные сознанию клиента. По мнению В.Н. Белоноговой [1], использование метафор, притч, анекдотов и историй является важным элементом в процессе терапии. Они помогают клиенту расширить свой репертуар концепций и взглянуть на них с более гибкой позиции. И хотя мотиватор не передает такой объем информации как, например, притча, но емкая фраза и подходящая образная картинка способны “раскрепостить” творческий потенциал клиента, показать пути перехода от нынешнего проблемного состояния к желаемому. Тем более никто не запрещает использовать мотиваторы вместе с притчами, историями, анекдотами.  

     Еще одна причина – тематика слоганов, акцент которых делается на позитивном мышлении. Мотиваторы вдохновляют на желание быть счастливым, заставляют увидеть больше ярких и светлых граней нашей жизни, способствуют оптимистическому взгляду на жизнь. Как известно, оптимизм благоприятно влияет не только на психическое, но и на физическое здоровье и самочувствие человека.

     Изменение позиций – не менее важная причина такой популярности мотиваторов.  Картинка не только развлекает, она делает намеки на потенциальные возможности, лежащие за пределами привычного способа действий. Мотиваторы иллюстрируют отношение к проблеме, которого не хватает клиенту в данный момент. Привычный ход мыслей и желаний вдруг предстает совсем в другом свете. Иной образ мыслей, казавшийся до этого непривычным, становится близким и понятным. В результате происходит смена позиции, которая воспринимается с изумлением и вызывает переживание “ага!”

     Кроме того, мотиваторы позволяют наладить контакт с клиентом. Они воспринимаются с большим позитивом, позволяют сделать общение во время сессии более открытым, снять напряжение и раскрепоститься.  Комфортная и непринужденная обстановка позволяет консультанту и клиенту приступить к поиску конструктивных решений.

     Любое консультирование – это диалог. Именно консультант ищет путь к индивидуальности, выбирает те профессиональные инструменты, которые позволяют сделать общение действительно глубоким, а консультирование – эффективным. В копилке любого консультанта имеется целый набор методов, которые он применяет в своей работе. Мотиваторы могут стать одним из таких инструментов. Одно из трех напутствий Н. Пезешкиана начинающим психотерапевтам звучит так: “Усилия по “дизайну” при введении техник всегда полезны. Они не могут быть избыточными”. Поэтому не стоит бояться экспериментировать в своей работе, ведь главный инструмент психотерапии – это личность терапевта и его искреннее желание и готовность использовать все свои умения и знания для помощи клиенту.


Литература:

  1. Белоногова В.Н. Использование притч, метафор и анекдотов в практике психологического консультирования//Учебно-методическое пособие для психологов и психотерапевтов Магнитогорск 1998, с 3-6
  2. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. СПб 1995, Прогресс-Культура с 11-12, 19, 28-30, 39

Панкрашина Надежда Юрьевна,
слушатель ИПТК,
программа ПП «Психолог-консультант по позитивной психологии (мастер-класс)»

Все статьи по теме Статьи по психологическому консультированию