чем жить с ними»
А. Адлер.
Честолюбивый и гордый человек, с красивым голосом и правильной литературной речью, чье лицо выражало все переживаемые эмоции, а глаза сверкали в гневе или азарте – таким был один из величайших психологов XIX – XX вв. – Альфред Адлер. Родился он в 1870 году в Вене в многодетной еврейской семье, однако никогда не ощущал на себе действие антисемитизма со стороны окружающих. В детстве был физически слабым и болезненным ребенком, и смерть несколько раз подбиралась к нему вплотную. После одного из таких случаев, когда он выздоровел от тяжелой болезни, Адлер решил стать врачом. В детстве и юности мальчик активно боролся и справился со своими недостатками – физической слабостью, страхами, неуспеваемостью в школе. Альфред очень любил литературу, и это увлечение помогло ему стать в будущем выдающимся лектором, пользовавшимся большим успехом у студентов.
В возрасте восемнадцати лет поступил в Венский университет на факультет медицины, успешно окончил его, получив степень в области медицины в 1895 году. В университетские годы познакомился и женился на студентке из России Раисе Эпштейн. В начале профессиональной карьеры специализировался на офтальмологии, затем работал врачом общей практики. Уже в это время его начинает интересовать психиатрия и психология.
Важным моментом в становлении Адлера как психолога и психоаналитика стало его знакомство и сотрудничество с Зигмундом Фрейдом. Началось оно, когда Адлер активно печатал статьи в защиту работы Фрейда «Толкование сновидений». Фрейд прислал молодому врачу письмо с благодарностью и пригласил его присоединиться к недавно сформированной Фрейдом специальной дискуссионной группе по психоанализу. Позже эта дискуссионная группа стала Венским психоаналитическим обществом, президентом которого Адлер был избран в 1910 году. Однако со временем расхождения идей Фрейда и Адлера становились все сильнее, что приводило и к ухудшению отношений между ними. В феврале 1911 года, когда на собрании Венского психоаналитического общества Фрейд в очередной раз резко отрицательно высказался по поводу теории Альфреда Адлера, последний сложил с себя полномочия президента сообщества и ушел из него, уведя за собой своих последователей. После этого Адлер создал собственное «Общество свободных психоаналитических исследований» (позже оно стало называться Ассоциацией индивидуальной психологии).
В дальнейшие годы Адлер много работал, печатал труды, путешествовал и читал лекции. В 1912 году организовал выпуск «Журнала индивидуальной психологии», однако Первая мировая война прервала его выходы в печать. После войны выпуски были продолжены под несколько измененным названием «Международного журнала индивидуальной психологии». Во время войны Адлер служил на русском фронте в качестве военного врача. Более того, при поддержке правительства Австрии в 1919 году организовал детскую реабилитационную клинику, ставшую первой в своем роде. Позже практика таких клиник распространилась не только в Австрии, но и в других странах. С 1926 года Адлер стал сотрудничать с Колумбийским Университетом США, куда его пригласили для занятия должности профессора. С 1932 года Адлер окончательно поселился в США. Последние годы Адлер активно вел лекции.
Адлер оказался удивительно продуктивным автором, написав в течение жизни порядка 300 работ по индивидуальной психологии, психотерапии неврозом и депрессии. Среди них – «Практика и теория индивидуальной психологии», «Проблемы человеческой природы», «Стиль жизни», «Наука жизни», «Социальные интересы: вызов человечеству», «Превосходство и социальные интересы». Теория Адлера оказала значительное влияние на развитие психологической науки в общем, отдельные идеи звучат в работах психологов последующих после Адлера поколений (Абрахама Маслоу, Джулиана Роттера и др.) и находят свое приложение на практике.
Основные идеи:
- Личность человека – целостная, единая уникальная и самосогласующаяся. Ее единство состоит в согласовании мышления, поведения и любого ее проявления;
- Все поведение и деятельность человека подчинена будущим событиям (как объективным, так и прогнозируемым) – это называется фикционный финализм (то есть подверженность субъективным или фиктивным жизненным целям);
- Все люди изначально обладают творческой силой, которая позволяет им самостоятельно, свободно и осознанно распоряжаться собственной жизнью;
- Главная движущая сила развития личности – стремление к превосходству, существующее наряду с чувством/комплексом неполноценности;
- Порядок рождения в семье откладывает определенный отпечаток на особенности личности человека;
- Социальный интерес (то есть стремление взаимодействовать и устанавливать отношения с другими людьми) является важных показателей психического здоровья и благополучия личности;
- К пяти – шести годам у каждого человека формируется то, что Адлер назвал стилем жизни, то есть некий план или способ преодоления чувства неполноценности, который интегрируется в поведение и мышление и становится привычным.
З. Фрейд обвинял Адлера в том, что его теория слишком проста и ее можно изучить за две недели, однако тот воспринял это как похвалу. Адлер говорил, что потратил 40 лет своей жизни, чтоб сделать свою теорию понятной. Продолжая эту мысль, он отмечает, что мог бы сделать ее еще более простой, сказал, что источник всех неврозов - тщеславие, но тогда это было бы слишком сложно для понимания очень многих.