Карл Густав Юнг

Если мы не осознаем, что происходит у нас внутри, то извне нам кажется, что это судьба
Карл Густав Юнг


Карл Густав Юнг (26 июля 1875 – 6 июня 1961) родился в небольшом Швейцарском городке Кесвиль, в семье протестантского священника. Отец уделял большое внимание воспитанию и образованию Карла и, несмотря на относительную бедность своей семьи, он нашел возможность отдать своего сына в лучшую гимназию швейцарского города Базеля.

К окончанию гимназии Карл со всей ясностью понимает, что карьера священника ему чужда и решает изучать медицину. Он поступает в Университет, где помимо своей специальности с огромным интересом изучает философию – и древнюю, и современную.

Окончив Университет, Юнг переезжает в Цюрих и начинает здесь работать в психиатрической клинике.

В 1907 г. Юнг встречается с человеком, оказавшим, пожалуй, наибольшее влияние на его дальнейшую судьбу – он становится учеником «отца психоанализа» З.Фрейда. Юнг отказывается считать главную жизненную энергию – либидо – состоящей исключительно из животных импульсов (секса и агрессии). В 1912 г. он пишет книгу «Трансформации и символы либидо». Идеи этой его работы во многом противоречат взглядам Фрейда и с этого момента начинается их разрыв. Фрейд возбуждает судебный процесс против бывшего ученика и требует, чтобы Юнг изменил название своего метода, поскольку его работы не могут быть названы психоанализом. Юнг выполняет это требование и с этого момента он становится основоположником своего собственного направления – аналитической психологии.

1912 г. становится для Юнга началом тяжелого психологического кризиса. Дальнейшая жизнь Юнга полностью посвящена изучению коллективного бессознательного и его архетипов.

На основе своих исследований К. Г. Юнг предлагает свою собственную схему строения человеческой психики. Он пишет, что человеческая душа подобна айсбергу: лишь малая ее часть видна на поверхности, а большая – скрыта в глубинах бессознательного. То, что человек предъявляет ежедневное общение с другими – это его персона (маска). С ней чаще всего отождествлено его эго. Но, помимо этого, человеческая психика включает в себя тень (неприемлемые переживания и мысли о самом себе), аниму или анимус (представление об идеальном партнере противоположного пола), самость (глубинное ядро личности, наделяющее жизнь смыслом), а также – целый ряд архетипов (Великая Мать, Вечное дитя, Мудрый старец и др.).

Главные идеи:

  • Существуют особые личностные типы, характеризующиеся экстраверсией или интроверсией, и четыре функции сознания: ощущение, мышление, чувствование и предвидение (интуиция).
  • В душе каждого индивидуума имеется личное бессознательное, состоящее из личной биографии, и коллективное бессознательное, состоящее из образов или архетипов, общих всем людям; эти образы часто проявляются в снах, сказках и мифах.
  • Каждый индивидуум устроен таким образом, что ему присуще внутреннее стремление к совершенству, или к своей судьбе.
  • Индивидуация, или достижение личностной целостности, имеет место во второй половине жизни.
  • Сны берут свое начало во «всеобъемлющих глубинах» и стремятся восполнить пробелы в жизни бодрствующего индивидуума, облегчая ему осознание несовершенств своей личности и способствуя их преодолению.
  • Психотерапевты юнгианского направления продолжают изучение практической психологии в сочетании с культурологией, религией и эзотерикой.