© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
Вы когда-нибудь ставили перед клиентом терапевтическую цель, добивались его согласия, а затем ... вдруг обнаруживали на следующем сеансе, что он вообще ничего не сделал для ее достижения?
Как ставить терапевтические цели, которые ваш клиент будет мотивирован достичь?
Чтобы уйти от проблемы, будь то горящее здание или состояние ума, нужна стратегия. Четкая постановка цели жизненно важна при оказании помощи людям в терапии. Разуму нужна четкая ориентация, особенно когда все эмоционально нагружено и убедительный «план», зафиксированный в сознании, как все может быть лучше в будущем.
Но если клиент не пытается достичь этих целей или не знает, с чего начать, все становится немного сложнее.
Цели могут казаться невыполнимыми, но это не обязательно так.
Вот мое краткое и простое руководство о том, как ставить терапевтические цели, которых ваш клиент будет мотивирован достичь.
1. Сформулируйте цель в позитивном ключе
© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
Я никогда не принимаю цели как должное. Даже при терапии, скажем, фобии пауков, когда вы бы предположили, что цель довольно очевидна, мы все равно потратим время на разъяснение их цели в позитивном ключе:
— «Чего вы хотите от этой сессии?».
— «Я не хочу чувствовать животный страх и тошноту при виде пауков!».
Как считаете, это можно считать планом терапии? Это похоже на то, что вы садитесь в такси и рассказываете водителю обо всех местах, куда вы не хотите ехать.
Люди, которые живут в страхе, склонны тратить время на размышления о том, чего они не хотят, чтобы произошло в будущем, а успешные и удовлетворенные жизнью люди сосредотачиваются на позитивных возможностях и работают над их реализацией.
Так что вместо этого вы могли бы сказать своему клиенту: «Хорошо, а как вы себе представляете, каково это — чувствовать себя расслабленно рядом с пауками?». Ага, вот теперь мы к чему-то приближаемся и начинаем мягко направлять наших клиентов не только от того, чего они не хотят, но и к их терапевтической цели.
2. Терапевтическая скульптура
Помогите своим клиентам сформулировать свои цели.
Тот, кто долгое время был сосредоточен на негативе, может обнаружить, что ему довольно трудно внезапно начать думать о том, чего он хочет. Например, если кто-то находится в депрессии, он может быть настолько погружен в страдания, что любые «разговоры о решении» кажутся ему совершенно чуждыми. Здесь вы можете мягко предложить желаемые результаты:
— «Разве не было бы хорошо начать чувствовать себя немного более энергичным по утрам?».
Если клиент соглашается, то вы можете начать преобразовывать эту идею в более конкретную цель, но…
3. Не прыгайте по лестнице
© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
Я прошу клиента представить себе лестницу с не менее десятью ступенями и представить, что довольно затруднительно для человека одним прыжком преодолеть их все сразу, но мы можем начать подниматься по одной ступеньке за раз.
Далее необходимо разбить цель на управляемые части. Если кто-то говорит вам, что хочет «быть счастливым», нам нужно «развернуть» — это слово и выяснить, чему это может соответствовать на практике, например:
- чувствовать себя более энергичным
- снова наслаждаться сексом с мужем
- больше общаться с родителями
- снова начать играть на скрипке
- ощущать себя здоровым
- и так далее
Итак, теперь мы разбили расплывчатую и неясную цель «стать счастливее», возможно, вылепленную из «нежелания чувствовать себя подавленным», на конкретные компоненты, к достижению которых мы можем приступить.
4. Продавайте ожидание
Сила ожидания огромна: используйте ее. Ваши слова, ваше поведение, ваше выражение лица — все создает ожидание.
И сделать это можно, искусно намекая на позитивные результаты, а не прямо заявляя о них.
Расскажите людям, чего ожидать, когда все улучшится. Создавайте в их воображении будущие картины, где все будет лучше и счастливее.
— «По мере того, как депрессия начинает отступать, сновидения, как правило, уменьшаются, а дневная энергия начинает увеличиваться… так что снова появляется возможность сделать больше…»
— «Когда эти пугающие чувства успокаиваются и отступают, люди часто испытывают чудесное чувство легкости и свободы…»
5. Не могу дождаться, чтобы узнать!
© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
Любопытство — мощный мотиватор: могут ли терапевты использовать любопытство для улучшения своей терапии…?
Узнайте на следующей неделе!
А если серьезно — конечно, можем. Доктор Милтон Эриксон все время использовал любопытство как мотиватор, он зацикливал людей на возможном пути их собственного потенциала.
— «И я действительно не знаю... и вам может быть очень любопытно... как эти новые хорошие перемены... начнут проявляться в вашей жизни... довольно удивительным и восхитительным образом...».
Итак, подведём итоги:
Ваша постановка цели должна быть:
- позитивно ориентированной
- конкретной (при необходимости, разбитой на выполнимые этапы)
- ожидаемой (за счет воображения картин из будущей жизни)
- более убедительной за счет максимального возбуждения любопытства
Потому что, как сказала Элла Уиллер Уилкокс:
«Один корабль плывет на восток, а другой — на запад, но дуют одни и те же ветры. Паруса, а не штормы, указывают нам путь».
Для получения дополнительной помощи в постановке целей с клиентами приходите на супервизию для психологов. Записаться на супервизию можно здесь
Автор:
Надежда Осипова - наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.
- опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;
- опыт работы практикующим психологом в области семейных и супружеских отношений с 1998 г;
- автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, семейной и позитивной психологии.
Обучаю экспертов-психологов кратно увеличивать свой доход за счет правильной методологии и смысловой упаковки частной практики.
Все статьи по теме «Практические советы для новичков и мастеров»