Что делать, если клиенты не хотят становиться лучше.
Недавно на одной из супервизий мы с моим клиентом - семейным психологом затронули интересный вопрос - о вторичных выгодах клиентов. Ведь потребность сохранить вторичную выгоду часто является одним из самых серьезных препятствий для устойчивых изменений.
Но сначала давайте рассмотрим саму идею вторичного выигрыша. Когда у человека есть скрытая, возможно, бессознательная польза от развития и/или удержания проблемы, которая уже существует какое-то время. Когда болезнь, проблемное состояние или что-то другое становится «оправданием» для себя, что можно не делать то, что совсем не хочется.
-
можно не прилагать никаких усилий для изменения жилищных условий, потому что живя с родителями, не надо думать о том, чем наполнить холодильник и что приготовить на ужин;
-
можно не искать более оплачиваемую работу, потому что болит спина;
-
можно не замечать измен своего супруга и ничего не делать, потому что занята своим здоровьем;
-
можно избегать выполнения супружеского долга, потому что болит голова;
-
можно привлечь внимание и заботу мужа, потому что возникли проблемы с сердцем;
-
можно избегать брака и не жениться, потому что сейчас нестабильное время и необходимо больше внимания уделять бизнесу.
Но психологу все же нужно помнить о том, что идея вторичной выгоды может быть достаточно «скользкой рыбой». Специалист легко может угодить в собственную ловушку, только лишь полагаясь на то, что терапевтический процесс идет трудно и клиент, как ему кажется получает от этого какие-то дивиденды и поэтому сопротивляется изменениям.
Все же, если у нас возникает стойкое подозрение, что клиент имеет вторичные выгоды от своего проблемного состояния, то нужно обсудить это с ним.
-
возможно, клиент получает взамен много внимания, потому что партнер и другие близкие ему люди беспокоятся о его здоровье;
-
возможно, имея эту проблему клиент может принуждать или контролировать других людей;
-
возможно, клиент таким способом добивается от кого-то нужного действия, поступка;
-
возможно, клиент использует эту проблему, как способ избежать какой-то деятельности или работы, которую он предпочел бы не делать;
-
возможно, клиент удовлетворяет какую-либо свою эмоциональную потребность.
Вторичная выгода, когда она включается бессознательно, заставляет человека на самом деле испытывать некоторые проблемы со здоровьем. Но когда человек осознает преимущества наличия проблемы, то может мешать или полностью блокировать мотивацию к выздоровлению и изменениям своей жизни. Т.е., одной стороны, клиент может действительно верить в то, что он хочет что-то изменить, но тут же сам воздвигает препятствия. А это уже проявление когнитивного диссонанса.
Психологам, особенно новичкам, может показаться что в каком-то смысле это осознанный выбор клиента — оставаться с проблемой и получать свои вторичные выгоды. Но я все же склоняюсь к тому, что чаще всего это не осознанный выбор. Так что нужно действовать осторожно и не делать опрометчивых предположений.
Но как быть, если камнем преткновения для вас как терапевта будет встреча с клиентом, чья проблема имеет очевидную вторичную выгоду, которая развилась уже в манипулятивный механизм и служит, чтобы освободить его от того, что он просто не хочет делать?
Предлагаю вам следующую методику работы с клиентом:
1. Конкретизируйте насущную проблему
Попросите своего клиента как можно конкретнее описать насущную проблему.
2. Выясните сознательные и бессознательные намерения
Второй шаг — необходимо выяснить как сознательное, так и бессознательное намерение, то есть цель, которой служит это поведение или выгоду, которую оно приносит. Это можно сделать с помощью исследовательского опроса, сосредоточив внимание на возможных преимуществах поведения или на том, что клиент не получит, если поведение изменится.
3. Сформулируйте список новых моделей поведения
Третий шаг — провести мозговой штурм вместе с клиентом и составить список новых моделей поведения, которые можно использовать для достижения цели или получения новых преимуществ. Это можно сделать, буквально попросив клиента исследовать альтернативные варианты поведения.
4. Выберите 3–4 основных варианта моделей поведения
Четвертый шаг будет состоять в том, чтобы выбрать 3 или 4 лучшие модели поведения, которые можно использовать для достижения цели или получения новых преимуществ в соответствии с данной ситуацией.
5. Выясните, все ли модели поведения являются экологическими или нет
Пятый шаг — проверить, все ли выбранные клиентом модели поведения являются экологическими, что означает, что ни одно из них не создаст дополнительных проблем.
6. Примените выбранные варианты поведения:
Шестой шаг — помочь клиентам применить эти выбранные модели поведения более естественно и относительно легко, без необходимости бороться с собой.
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПОЧЕМУ ПСИХОЛОГИ ТЕРПЯТ НЕУДАЧУ
Автор:
Надежда Осипова - наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.
-
опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;
-
опыт работы практикующим психологом в области супружеских отношений с 1998 г;
-
автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, семейной и позитивной психологии.
Обучаю экспертов-психологов кратно увеличивать свой доход за счет правильной методологии и смысловой упаковки частной практики.