
Анализ современного состояния арт терапии позволяет рассматривать данный феномен в широком смысле как одну из составляющих терапевтической педагогической системы, действующей в рамках гуманистической парадигмы, а также в узком смысле - как инновационную педагогическую технологию в образовании. В различных формах арт-терапии объективируются личностные и профессионально значимые качества студентов. Следовательно, логично предположить, что введение спецкурса по арт-терапии в психолого-педагогическое образование социальных работников должно способствовать:
- актуализации процесса саморазвития, естественным следствием которого будут позитивные изменения в направлении личностного роста;
- формированию комплекса новых знаний и умений, что в сочетании с личностным ростом станет основным условием и предпосылкой профессионального становления специалиста.
Терапевтическое рисование помогает актуализировать тот внутренний потенциал человека, который и составляет основу позитивных изменений личности. Во время индивидуальной творческой работы внимание человека невольно обращено к собственному внутреннему миру, своим мыслям, переживаниям, чувствам, желаниям. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру (М. Либманн, М. Наумбург, К. Рудестам и др.). Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в рисовании. По словам Н. Роджерс, «когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений... Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях…» [2].
Арт-терапия по научной концепции усвоения опыта соответствует ассоциативно-рефлекторным и развивающим технологиям, по ориентации на личностные структуры – это технология саморазвития, которая согласуется с эмоционально-художественными и эмоционально-нравственными технологиями. В процессе арт-терапии акценты с плоскости личностных проблем смещаются в направлении творчества, художественной экспрессии, гуманистического взаимодействия как с миром внешним, так и с собственным внутренним миром. Такое взаимодействие обладает значительным терапевтическим потенциалом, способствует успешной индивидуализации и социализации личности. Сказанное позволяет квалифицировать феномен арт-терапии в образовании как технологию личностного роста студента. Именно в процессе арт-терапевтической работы, как показали результаты нашего исследования, создаются базовые условия для развития необходимых профессиональных и личностных качеств, так называемой «триады К. Роджерса» [1]:
- конгруэнтность как искренность, естественность, открытость, доверие к себе, своему опыту и возможностям;
- принятие (безусловное и безоценочное) другого человека как личности, уважение к нему, его индивидуальным особенностям, вера в его позитивный потенциал и успех;
- понимание как адекватное видение другого, его состояния, динамики внутренней жизни; эмпатия, глубокое сопереживание, сочувствие.
Введение арт-терапии в образование создает прецедент согласованного сочетания процессов индивидуализации, социализации и профессионализации личности. В арт-терапевтическом процессе познание собственного внутреннего Я сопровождается его интеграцией с внешней реальностью. В дальнейшем происходит перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение вне «терапевтического» опыта. Подчеркнем, что любое арт-терапевтическое занятие, в первую очередь, ориентировано на обучение студентов инновационной технологии в сочетании с терапией личности.
В частности, этап индивидуального творчества способствует максимальному проявлению и развитию индивидуальности каждого участника арт-терапевтического занятия.
Этап группового взаимодействия, основанного на общении и совместной творческой деятельности, смоделирован как потенциальное условие социализации участников арт-терапии.
Рефлексивный этап задуман как обращение ко всему происходившему на занятии с позиций практической значимости. Осознание смысла и логики действий преподавателя, анализ содержания и назначения каждого приема, упражнения, техники создают условия для формирования субъектного опыта как потенциала профессионализации.
Логично также предположить, что работа с другими людьми, оказание им психологической помощи, поддержки непременно требует от специалиста понимания самого себя, своего внутреннего мира, собственных мотивов, потребностей, противоречий, осознания зоны эмоциональных проблем и позитивных сторон своей личности. «Если я не слышу, что происходит во мне, не воспринимаю этого из-за моей собственной защитной реакции, не дающей возможности осознать свои чувства, тогда и приходит неудача», - обоснованно утверждал К. Роджерс [1, с. 94]. Поэтому освоение теории и технологии арт-терапии должно сопровождаться развитием подходящих личностных качеств. По справедливому утверждению К. Роджерса: «Если я должен способствовать личностному росту других в отношениях со мной, то я должен расти сам; и хотя это часто болезненно, но очень обогащает» [1, с. 94].
С позиций гуманистической концепции, личностный рост «помогающего» специалиста может происходить через самопознание и самопринятие своих особенностей и чувств. Значит, нетрудно предположить, что любое конструктивное изменение в личности начинается с адекватного самопринятия, осознания своего реального «Я» при соответствующей мотивации. Эта «мотивация для развития» изначально присуща любому здоровому организму [1, с. 104].
В качестве своеобразной «технологии личностного роста» основатели гуманистической концепции предлагают обращение внутрь себя, то есть самосовершенствование через самопостижение. Личностный рост и высшие состояния сознания достигаются посредством самоосознания, самопонимания и инсайта, которые, в свою очередь, достигаются погружением в собственные эмоции. Переживания горя, гнева, боли, страха, радости и экстаза являются, согласно Н. Роджерс, тем туннелем, по которому необходимо пройти, чтобы попасть на другую сторону - к самоосознанию, пониманию и целостности [3].
В итоге, по мере развития индивидуальной идентичности, социального роста, происходят позитивные изменения в профессиональном становлении студентов.
Различные методы, включая контент-анализ, оценку компетентных экспертов, самооценку иерархий индивидуальных профилей по сравнению с эталоном в сочетании с ранговой корреляцией, показали согласованные изменения качеств личности под влиянием арт-терапии.
Следовательно, можно утверждать, что включение теории и практики арт-терапии в систему образования социальных работников отвечает фундаментальной потребности человека в самоактуализации - раскрытии и совершенствовании возможностей, утверждении индивидуально-неповторимого способа бытия.
Литература
1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, Универс, 1994.
2. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. – по книге: Rogers N. Creative Connection. Polo Alto Scienсe & Behavior Books, Inc., 1993).— Перевод .Б. Орлова.
Лебедева Л.Д.,
доктор педагогических наук, профессор
Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)