Арт-терапия – самостоятельный феномен

20.01.2012
Содержание понятия «арт-терапия»


В определениях наблюдается тенденция к мультидисциплинарности, интеграции разнородных теоретических влияний. Однако это порождает  появление многообразных, порой противоречивых, отрицающих друг друга определений  в отечественных публикациях по данной проблеме.
Категория арт терапии трактуется авторами в широком спектре понятий: от приема и технологии до самостоятельной области научного знания.

Иногда арттерапия рассматривается в качестве частных, прикладных методик, дополняющих привычные формы работы тех или иных специалистов. Например, изобразительная работа может использоваться психологом с целью дополнительного диагностического средства. Отдельные арт-терапевтические приемы и методы используются в семейном консультировании и т.п.

Арт-терапия – самостоятельный феномен, не сводимый к психотерапии или художественной практике, искусству.

 При этом к настоящему времени признанно, что арт-терапия - явление междисциплинарное, основанное на достижениях разных направлений психотерапии, педагогики, психологии, культурологии, социологии и других наук.

Арт-терапия, к тому же, отражает особенности тех национальных образовательных традиций, которые соответствуют исторической и культурной специфике каждой страны. По названным причинам единая стандартизация понятия весьма затруднительна и далеко не бесспорна.

"Отстаивая свои ограничения, ты лишаешь себя всемогущества". Ричард Бах "Иллюзии".

 

Модели арт-терапии


Согласно концепции Н. Роджерс, гуманистическая терапия на основе экспрессивных искусств принципиально отличается от аналитической или медицинской модели арт-терапии, в которой искусство используется для того, чтобы продиагностировать, проанализировать и «пролечить» людей. «Использовать искусство экспрессивно - это значит войти в наш внутренний мир для того, чтобы обнаружить находящиеся в нем переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных форм, движения, звука, письма или драматизации», - подчеркивает Н. Роджерс.

 (Медицинская) Психотерапевтическая модель и гуманитарная модель арт-терапии.

 Соответственно – базовая подготовка и границы применения.

Специализация, аутентичная основной специальности. Ординатура и интернатура.

Профессиональная самоидентификация специалиста в той или иной модели арт-терапии определяет круг его ответственности.

Профессия арт-терапевта


Как известно, в «Государственном реестре профессий РФ» профессия «арт-терапевт» ещё не зарегистрирована как самостоятельная профессия. Не определены на государственном уровне и не приняты стандарты специальности «арт-терапия» и квалификации «арт-терапевт».

Вместе с тем без специальной подготовки и официального документа государственного образца, удостоверяющего качество этой подготовки, специалисты не вправе позиционировать себя в качестве арт-терапевтов.
Пока же логично говорить лишь о квалифицированных специалистах других базовых специальностей, практикующих арт-терапию, имеющих качественную подготовку в этой области научно-практического знания.

Арт-терапия в образовании


Дискуссионными являются нетождественные категории: арт-терапия и арт-педагогика; арт-терапевт и художественный педагог; арт-терапевтическая сессия  и  урок изобразительного искусства.

Размышляя о роли искусства и художественного творчества в педагогическом контексте, логично обсудить проблему дуальности феноменов «арт-терапия» и «арт-педагогика». Но, несмотря на противоположность подходов, их нельзя представлять как два независимо заданных ряда явлений, скорее дуальность - это путь развития. Полярность арт-педагогики и арт-терапии видится в принципиальном отличии целей, содержания, методов профессиональной деятельности. Преподаватель изобразительного искусства, несомненно, решает задачи обучения и художественного воспитания, контролируя и оценивая при этом знания, умения и навыки учеников в соответствии с общепринятыми стандартами.
Вместе с тем, рисование связывает  между собой важнейшие психофизиологические функции  организма (зрение, двигательную координацию, речь, мышление). И хотя обучить творческому акту искусства  нельзя, это вовсе не значит, что нельзя содействовать его образованию и  проявлению, - считал Л.С.  Выготский.

Арт-терапевтическая работа в школе позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потребностей педагогами.

 В контексте выдвинутых предположений нами выполнено теоретико-экспериментальное исследование потенциала арт-терапии в образовании специалистов социономических профессий на базе высшего  государственного образования.

Отслеживалась динамика изменений индивидуального профиля профессионально значимых качеств личности, ценностных ориентаций, профессиональной направленности личности студента.
Гуманистическая направленность исследования, специфика его предмета определили выбор гуманитарной методологии и соответствующих ей методов, включая герменевтические, феноменологические, собственно арт-терапевтические.

 Терапевтическое рисование помогает актуализировать тот внутренний потенциал человека, который и составляет основу позитивных изменений личности. Поэтому исследование самооценки, представлений студентов о самих себе, реальном и идеальном Я, Я-концепции наряду с традиционными методами включало разнообразные творческие техники.

 Во время индивидуальной творческой работы внимание человека невольно обращено к собственному внутреннему миру, чувствам, желаниям, что, по существу, является самонаблюдением (интроспекцией).
В результате эмпирического исследования установлено, что среднегрупповые тенденции изменения профессионально значимых качеств в экспериментальных и контрольных группах не согласованы между собой. Несовпадение выявлено по группе интраперсональных (интраиндивидных, по терминологии А.В. Петровского) качеств, непосредственно присущих субъекту педагогической деятельности, характеризующих его индивидуальность (культура, открытость, чувство юмора, эмоциональность).
В индивидуальном профиле студентов, подготовленных к арт-терапии, более выражены интерперсональные качества.  Они проявляются в общении и взаимодействии с другими людьми через принятие, уважение своеобразия каждого человека, его права быть собой, признание безусловной ценности, аутентичность, ответственность за психическое здоровье, умение слушать, интерес к людям.
Метаперсональные  качества в наибольшей степени связаны именно с профессиональной деятельностью, характеризуют, насколько специалист способен помогать здоровому, полноценному развитию и личностному становлению субъекта взаимодействия, оказывать ему поддержку, содействовать позитивным изменениям в сознании и поведении.

 На завершающем этапе исследования метаперсональные качества были  более развиты у студентов экспериментальных групп. Существенные различия выявлены по таким из них, как: способность к творчеству, наблюдательность, способность к эмпатии, готовность к педагогической поддержке, способность к работе с людьми разных культур.
Следовательно, можно предположить, что в процессе освоения технологии арт-терапевтической работы метаперсональные качества личности развиваются успешнее.
Обучение основам арт-терапии положительно повлияло на отношение студентов к социально-педагогической деятельности.
Применение метода ранговой корреляции позволило выявить статистически значимые корреляционные связи между интересом к арт-терапии и следующими характеристиками:

  •   сплоченность и зрелость группы (высокая значимая корреляция);
  •   профессиональный уровень готовности к арт-терапевтической работе (высокая значимая корреляция);
  •   заметный терапевтический эффект как результат работы с детьми (высокая значимая корреляция);
  •   эффективная арт-терапевтическая практика (значимая корреляция);
  •   интерес к самопознанию и самосовершенствованию (высокая значимая корреляция);
  •   преобладание в ценностных ориентациях студентов терминальных ценностей (тенденция к достоверной связи).

В числе дискуссионных, безусловно, важным является следующий аспект: профессиональная компетентность преподавателей, которые будут осуществлять подготовку в случае широкомасштабного введения арт-терапии в вузах страны.


Лебедева Людмила Дмитриевна,
доктор педагогических наук, профессор,
г. Москва

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)