Феномен арттерапии в образовании

25.08.2011
Арттерапия - технология личностного роста студента

Арттерапия по научной концепции усвоения опыта соответствует ассоциативно-рефлекторным и развивающим технологиям, по ориентации на личностные структуры – это технология саморазвития, которая согласуется с эмоционально-художественными и эмоционально-нравственными технологиями.

Сказанное позволяет квалифицировать феномен арттерапии в образовании как технологию личностного роста студента.

Почему арттерапия развивает личностные качества?

Занятия творчеством, арттерапией способствуют личностному росту. Именно в процессе арт-терапевтической работы создаются базовые условия для развития необходимых профессиональных и личностных качеств так называемой «триады Карла Роджерса»:
  • конгруэнтность как искренность, естественность, открытость, доверие к себе, своему опыту и возможностям;
  • принятие (безусловное и безоценочное) другого человека как личности, уважение к нему, его индивидуальным особенностям, вера в его позитивный потенциал и успех;
  • понимание как адекватное видение другого, его состояния, динамики внутренней жизни; эмпатия, глубокое сопереживание, сочувствие.
С позиций гуманистической концепции, личностный рост «помогающего» специалиста может происходить через самопознание и самопринятие своих особенностей и чувств. «Самопринятие имеет первостепенное значение для сочувствия и сострадания другим», - писал Роджерс.

Итак, феномен арттерапии в высшем учебном заведении правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, спецкурса, инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.

Продвижение инноваций и новых технологий непосредственно связано с качеством образования.

Вместе с тем, широкое внедрение арт-терапии в практику работы специалистов разных профессий актуализировало проблему профессиональной идентичности: «Арт-терапевт – это кто?». В чем заключается его роль и функционал; каковы содержание и возможности применения арт-терапии в социально-педагогическом пространстве?


Лебедева Людмила Дмитриевна,
доктор педагогических наук, профессор

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)