Когда заходит речь о детском психологическом консультировании, о нахождении путей решения психологических затруднений у детей, то становится понятным, что подобные проблемы и затруднения невозможно рассматривать в отрыве от семьи и особенностей семейных взаимоотношений. Более того, многие исследователи сходятся на том, что именно в семье и следует искать корни детских психологических проблем. Однако дети далеко не всегда могут вербализовать, рассказать связно и понятно о том, что им не нравится, что они чувствуют и почему себя ведут определенным образом (особенно в младшем возрасте). Именно поэтому детские психологи и психотерапевты активно используют в своей практике проективные рисуночные методики («Рисунок человека», «Рисунок семьи» и др.).
Рисуночные методики часто используются в психодиагностике, особенно в детской. Проективные рисуночные методики позволяют довольно быстро и точно получить большой объем информации, разобраться в проблемной ситуации и искать из нее выход. Одной из наиболее удобных для диагностики особенностей построения семейных взаимоотношений ребенка является проективная методика «Рисунок семьи».
Говоря о проективной методике «Рисунок семьи» следует отметить момент соотношения в рисунках ребенка эмоционального и когнитивного, интеллектуального. Результаты такой методики как «Рисунок человека» коррелируют с результатами тестов интеллекта, поэтому по особенностям изображения ребенком отдельного человека можно сделать определенные выводы о его интеллектуальном развитии. Однако нельзя сделать то же самое, исходя из изображения ребенком своей семьи – группы людей. Один и тот же ребенок может создавать подробный рисунок человека и совершенно схематично изобразить семью. Все дело в эмоциях: эмоции и отношение к членам семьи определяют их изображение, тогда как при рисунке человека преобладает познавательный элемент.
Проективные рисуночные методики также хороши тем, что способствуют созданию благоприятной доверительной атмосферы в психологическом кабинете. Просьба нарисовать свою семью выглядит для ребенка естественно и привлекательно, а потому помогает психологу наладить с ним контакт и снять напряжение, которое неизбежно возникает по началу работы.
Рассмотрим подробнее наиболее яркие и значимые индикаторы семейных взаимоотношений в рамках проективной методики «Рисунок семьи»:
- Отсутствие на детском рисунке кого-то из членов семьи. Как правило, дети включают в рисунок всю семью, а также домашних животных, поэтому если ребенок «забыл» кого-то нарисовать, то чаще всего это свидетельствует об отвержении этого человека, желании его исключить из семьи;
- Если на рисунке нет самого ребенка, то это говорит либо о том, что в семье его отвергают, либо о том, что он сам не стремится вовлечься в семейные дела;
- Присутствие постороннего человека – хорошие с ним отношения / желание его присутствия в семье;
- Более тщательная прорисовка кого-то из членов семьи говорит о наличии эмоционального контакта и доверительных отношений с этим человеком. Также теплые чувства могут выражаться через изображение на себе и другом члене семьи похожей / одинаковой одежды;
- Наиболее крупной рисуется фигура наиболее влиятельного в семье / наиболее значимого для ребенка человека вне зависимости от физических данных этого человека.
Также имеют большое значение детали: размер и положение рисунка на листе, наличие дополнительных предметов и др. Для интерпретации важен индивидуальный подход и обязательна беседа с ребенком. Освоение проективной методики «Рисунок семьи» - необходимо и полезно для успешной и продуктивной работы каждого детского психолога.
Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)