Множество людей во все века занимались и занимаются поиском оптимального соотношения между мотивацией и стимулированием. Некоторые отождествляют стимулирование с материальным, а мотивацию – с нематериальным. Некоторые говорят о том, что эти два понятия являются противоположными. Возможно, что и те и другие по–своему правы. Тем более что все они соглашаются с мыслью о том, что где–то должна быть золотая середина и должно быть «оптимальное соотношение», которое, как живой организм, не может быть неподвижным. А значит - находится в движении. Скорее всего, этот оптимум можно изобразить с помощью пространственно – временных представлений в виде пульсирующего шара (впрочем, как и любую другую область познания, сочетания, соединения или соотношения).
Границы человеческих знаний в этой области (да и в других) не являются статичными. Человека прошлого и человека будущего не могут не интересовать поиски случайных и закономерных открытий. Все лишь зависит от фантазии, которая может дать волю размышлениям. Так, внимательное изучение рисунка «витрувианского человека» Леонардо да Винчи (см.рис.) приводит к тому, что за этим человеком просматривается сочетание двух равносторонних треугольников, наложенных друг на друга. На первый взгляд, что может быть общего между графическими поисками золотого сечения и гармоничным сочетанием двух геометрических фигур?
Но здесь напрашивается мысль о том, что треугольник вершиной вверх может служить моделью пирамиды потребностей А. Маслоу. Тогда проекции уровней низших потребностей на рисунке человека сосредоточены в проекции нижней части тела, а высших - в верхней. В частности, окончание зоны потребностей безопасности проецируется на солнечное сплетение (там, где при опасности у нас щемит), а зоны потребностей любви – на область сердца. Потребности в получении знаний оказываются в проекции зоны головы, а потребности самореализации - выше.
Если представить, что этот треугольник мотивации переходит в противоположный треугольник стимулирования, то становится очевидной область, которая принадлежит обоим понятиям. Более того, если представить вращение человека вокруг вертикальной оси, то можно обнаружить область, общую для обоих конусов. Ее можно сравнить с двухсторонней тарелкой. Скорее всего, так будет наглядно выглядеть подобие области оптимального (т. е. общего) соотношения мотивации и стимулирования, которая включает в себе два вида потребностей: безопасности и жизнеобеспечения.
Эта фантазия или пример образного мышления не может не натолкнуть на мысль о том, что указанная область как раз и находится в пределах низших потребностей, удовлетворять которые можно и необходимо как при стимулирующих, так и при мотивационных процессах. Интересно расположение этой зоны относительно проекции фигуры человека. Заставив мысленно вращаться эту область еще и вокруг горизонтальной оси, можно получить шар, а точнее - 2 шара: один в одном. Меньший можно обозначить, как минимально - необходимое соотношение, а большей - как максимально - возможное. Наглядность очевидна.
Не менее интересной представляется сама конфигурация из 2 треугольников, обозначаемая чаще всего, как звезда Давида. Можно себе представить, что это 121 версия происхождения символической звезды, а можно предположить, что 2 треугольника (как две самых простых геометрических фигуры) вместе, образуя шестиконечную звезду, символизируют единение дополняющих друг друга основоположностей. Этими началами могут быть мотивация и стимулирование, как две составные части сути философского закона о единстве и борьбе противоположностей. Мог ли предположить Леонардо да Винчи, что за спиной нарисованного им человека кому-то придет в голову увидеть шестиконечную звезду, или рассмотреть сочетание мотивационно-стимулирующих начал. Да и Абрахам Маслоу вряд ли предполагал, что его пирамида потребностей окажется спроецированной на рисунок средневекового гения. Но, так или иначе, истолкование наложения проекции треугольников мотивации и стимулирования на проекцию фигуры человека состоялось. Несмотря на образность, представляется интересным рассмотреть данное сочетание с учетом проекции жизненного пути и сознания человека подробнее. Становится очевидным, что процессы психологического обеспечения удовлетворения потребностей безопасности и жизненных потребностей в своем большинстве как раз и отражают область оптимального соотношения стимулирования и мотивации человека. Это не противоречит постулатам из общепринятых научных представлений и является лишь предположительным дополнением. Необходимо учесть, что образность обозначенного подхода не может не вызвать размышлений об очередности потребностей стимулирования (таких как: безопасность, жизнеобеспечение, потребности к воспроизводству, воспитанию, передаче опыта, эстетическому обогащению потомков, помощи в их самоактуализации).
Скорее всего, эта очередность является практически зеркальной по отношению к пирамиде Маслоу.
Если продолжить рассуждения с временной точки зрения, то на обозначенный рисунок может быть спроецирован и жизненный путь человека, начинающийся в пубертатном периоде с вершины нижнего треугольника и заканчивающийся на вершине верхнего.
Можно предположить, что расширение спектра удовлетворения потребностей с помощью, стимулирующих воздействий в какой - то момент жизни (видимо, вместе со становлением личности) приобретает мотивационную сторону, имеющую основное значение к концу жизни.
Более того, можно расставить цепочку сознательного отношения к миру в зависимости от расположения мотивационно-стимулирующих зон двух треугольников:
1 |
бессознательное |
стремление к воспроизводству |
стимулы |
2 |
предсознательное |
потребности в воспитании, передаче опыта |
стимулы |
3 |
сознательное |
жизненные потребности и потребности обеспечения безопасности |
стимулы и мотивы |
4 |
надсознательное |
потребности семьи, любви |
мотивы |
5 |
сверхсознательное |
потребности к самореализации |
мотив |
Данное распределение не является бесспорным, но оно достаточно приемлемо вписывается в основную мысль об оптимуме соотношения мотивации и стимулирования. Невольно вспоминается четверостишие о сознании:
«Так что же такое сознание?
Не под-, и не над-, и не без-;
От бога Адаму послание-,
Великий подарок небес!»
Говоря о возрастных особенностях человека, можно сказать, что для ребенка основным видом процесса психологического воздействия на его заинтересованность в чем-либо, как процесса побуждения к активности или действиям, является стимулирование, а для пожилого человека - мотивация. Для людей, имеющих материальный достаток, преимущественное значение имеет мотивирование, а для людей, не имеющих средств – стимулирование. Это касается различных областей деятельности человека; экономической, спортивной и т.д.
В странах с низким доходом на душу населения (в первую очередь), должны решаться вопросы стимулирования. В то же время в странах с развитыми экономиками и высоким доходом все большую значимость приобретают вопросы мотивирования. Такая точка зрения имеет право на существование не только на макро-, но и на микроуровне, т.е. в рамках семьи, коллектива, домохозяйства, предприятия или региона. Важно оценивать значимость компонентов искомого оптимума, а также проводить прямое и косвенное регулирование их изменений.
Можно предположить, что понятие оптимума соотношения мотивации и стимулирования является междисциплинарным. Это подтверждается интересом психологов, экономистов, социологов и других специалистов к изложенной теме.
Неоконченность данных рассуждений не говорит об их отсутствии у автора, а лишь является приглашением к диалогу с неравнодушными людьми, способными иметь воображение и рассуждать на обозначенной частоте.
Спутнов В.В., выпускник,
программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование в спорте»