Предлагаемая игра с куклой-автопортретом — достаточно простая и не требующая больших затрат методика, позволяющая ребенку развить свою творческую экспрессию и сформировать образ самого себя. Ее можно использовать в работе с клиентами, имеющими разный культурный опыт, национальность и цвет кожи. Игра с куклой-автопортретом способствует экспрессии и самоидентификации.
Технику можно применять в индивидуальной и групповой работе с детьми, взрослыми, а также с семьями.
Данная техника может использоваться в разных целях. Специалисты могут изменять ее в зависимости от своих методологических предпочтений. Она предполагает значительные психотерапевтические возможности, мобилизует творческий потенциал ребенка и вызывает у него большой интерес.
Клиент и психотерапевт могут прийти к осознанию актуальной для ребенка ситуации и особенностей восприятия им самого себя. Способность клиента к осмыслению своих чувств и опыта в их символической репрезентации служит основой самопознания и дальнейшего личностного роста.
Игра с куклой-автопортретом является весьма увлекательным занятием как для клиента, так и психотерапевта. Разнообразные вопросы, связанные с задачами психотерапии, могут обсуждаться в нестандартной, творческой атмосфере, что согласуется с принципами игровой терапии. К созданию куклы-автопортрета можно прибегать достаточно регулярно, а можно и однократно, лишь с целью оценки состояния и личности клиента. Полученный образ является для клиента его зримым и объемным изображением, которое может служить задачам развития личности.
Описание техники
Для работы необходимо иметь:
1) большие рулоны бумаги, соответствующие по цвету разным оттенкам кожи клиентов (оберточная бумага удобна, но ее оттенки ограничены);
2) скрепки;
3) мелки, цветные карандаши, маркеры;
4) различные материалы для «набивки» куклы, которые можно либо подобрать вместе с клиентом, либо предоставить ему на выбор.
Могут потребоваться дополнительные материалы:
1) нитки, лента, пряжа (для изображения волос) и т. д. — все, что может понадобиться ребенку для окончательного оформления образа;
2) хлопок (вата), целлофан, газеты и т. д.
Создание куклы-автопортрета является интимным процессом. Психотерапевт, исходя из собственных методологических предпочтений, может заранее оговорить с клиентом этапы работы. Предлагаемая здесь последовательность действий клиента – только одна из возможных.
Первым делом нужно обвести фигуру ребенка. Это позволяет вовлечь клиента в работу, вызывает у него интерес и оживление. Перед тем как провести контурную линию, позади ребенка располагается двойной лист бумаги такого оттенка, который наиболее близок цвету его кожи, либо который выберет сам ребенок. Когда фигура обведена, контурное изображение вырезается сразу из обоих листов; следует оставить 4 - 5 сантиметров бумаги, выступающей за границы контура, — по этим ободкам затем скрепятся оба слоя.
Ребенку предлагается разрисовать фигуру так, как он захочет. Психотерапевт может поставить перед ребенком более четкую задачу, например: «Нарисуй, как ты себя видишь», — или: «Нарисуй, как ты себя чувствуешь в данный момент (в данных жизненных обстоятельствах)». Давая такие указания, психотерапевт исходит из тех впечатлений, которые он получил в ходе общения с клиентом на предыдущих занятиях. Он может предоставить клиенту возможность более или менее тщательно оформить внешний вид куклы.
На следующих занятиях психотерапевт и клиент могут отправиться на прогулку — вокруг здания, где располагается психотерапевтический кабинет, в парк или на пустырь. Лучше всего отправиться на природу, что, однако, далеко не всегда представляется возможным.
Ребенок выбирает различные предметы и материалы, которые обозначают его мысли, чувства, воспоминания и т.д. Например, булыжник может явиться знаком ярости, а лист напомнить о совместной поездке семьи на природу. Сильные чувства, которые испытывает ребенок при выборе предметов, могут указывать на то, что предмет затронул значимые для него воспоминания. Следует предоставить ребенку возможность собрать достаточно большое количество разнообразных предметов и материалов. При использовании этой техники в краткосрочной терапии психотерапевту необходимо иметь готовый набор различных материалов, чтобы предоставить клиенту выбор.
В процессе подбора предметов и материалов появляется возможность для обсуждения. Лучше посвятить этому занятию несколько встреч. Психотерапевт может побуждать ребенка к выбору большого количества материалов словами о том, что чем больше их будет собрано, тем, следовательно, больше у ребенка было в жизни ярких впечатлений и воспоминаний. Разнообразие материалов делает создаваемый ребенком образ более убедительным и достоверным.
Когда собрано достаточное количество предметов и материалов, можно переходить к «набивке» куклы. В нее по возможности должно быть помещено все, что удалось собрать, — и то, что символизирует хорошее, и то, что символизирует плохое (воспоминания, мысли, чувства, впечатления) — разнородность «набивки» позволяет отразить уникальность образа «я». В зависимости от возраста, уровня интеллекта и степени зрелости ребенка можно попросить его обозначить на теле куклы места, с которыми он связывает проявления своих чувств, и именно там разместить те или иные найденные предметы. Оставшиеся внутри куклы пустые места заполняются ватой, пенопластом или газетой.
Передняя и задняя поверхности куклы соединяются скрепками или сшиваются. Для большего реализма можно изобразить суставы рук и ног. В последующем ребенок может решить заменить или убрать какие-то предметы (пытаясь тем самым указать на то, что определенные чувства или воспоминания утратили свою актуальность) или, наоборот, поместить в куклу новые предметы (символ появления новых значимых для него тем и впечатлений). Подбор новых предметов осуществляется спонтанно или по просьбе психотерапевта.
Ребенку лучше заниматься этим между занятиями. По завершении психотерапевтического процесса специалист может предложить клиенту взять куклу домой в память о том, какая работа была проделана.