Анна Фрейд

     Анна Фрейд родилась в 1895 году. Анна была младшим ребенком из шести детей в семье Марты и Зигмунда Фрейд. Все детство Анне недоставало внимания родителей, которое доставалось старшим сестрам и братьям. Однако она никогда не жаловалась. Зигмунд Фрейд питал впоследствии особую привязанность к своей младшей дочери, которая стала для него главной опорой и помощницей во всех делах.

     Родители Анны, чувствуя, что редко баловали младшую дочь, разрешили ей съездить в Англию летом 1914 года для того, чтоб отдохнуть и подучить английский язык. Однако там у юной девушки завязался роман, едва не завершившийся свадьбой (хотя и сам Фрейд был против). Но начало Первой мировой войны вынудило Анну уехать. После этого за Анной ухаживало еще несколько молодых людей, но это не привело ни к чему. Анна никогда так и не вышла замуж. Главным мужчиной для него оставался ее отец – Зигмунд Фрейд.

     Анна разделяла серьезный интерес отца к психоанализу. Более того, она стала его коллегой, но также и секретарем, и сиделкой, терпеливо выдерживающей все его капризы. То, что Фрейд сумел работать до глубокой старости – заслуга именно его самоотверженной дочери. Ее вклад в теорию психоанализа оказался весьма значительным – уточнение особенностей функционирования Эго, описание известных сегодня механизмов психологической защиты.

     Анна много работала с детьми – сначала в качестве учительницы начальной школы, затем (со времени начала войны) как психолог и психоаналитик. Это позволило ей глубоко изучить особенности детской психики, которая, по ее мнению, функционирует совершенно иначе, нежели психика взрослого человека. Однако ее взгляды глубоко разошлись со взглядами еще одной из основательниц детского психоанализа – Мелани Кляйн (которая считала, что к психике ребенка можно подходить с мерками взрослого психоанализа). Сама Анна часто говорила, что об ее жизни можно сказать одним предложением – она работала с детьми.

     Анна Фрейд – автор более 88 докладов и около 90 научных статей. Ее разработки и идеи имеют большое научное и культурное значение, являясь актуальными и полезными как для психологов и психоаналитиков, так и для родителей.