Открыв для себя удивительный мир психологии и получив профессиональное образование психологи с головой окунаются в частную практику. Однако даже самые талантливые и увлеченные порой терпят неудачу. Почему так случается?
Причин на самом деле больше, но я выделила пять основных из-за чего у большинства специалистов мало или совсем нет клиентов и почему не получается сделать свою частную практику процветающей.
1. Они никак себя не позиционируют
Большинство психологов на страницах сайтов или аккаунтах в социальных сетях предлагают свои услуги абсолютно разной аудитории, т.е. никак себя не позиционируют. Тут тебе и помощь при разводах и зависимое поведение, разрешение сексуальных проблем и помощь при упадке сил и прокрастинации, нарушение пищевого поведения и снятие фобий, страха и тревожных состояний, ну и как же без этого – помощь в разрешении финансовых проблем «как прокачать денежное мышление и пробить денежный потолок». Потенциальные клиенты, глядя на этот список, очень сомневаются в экспертности таких специалистов, закрывают сайт и уходят.
Что делать:
Начать позиционировать себя как эксперта в какой-то конкретной, более узкой теме, которая вас интересует больше всего, например:
- как специалист в области отношений мужчины и женщины;
- как спортивный психолог, помогающий в подготовке к соревнованиям;
- как детский психолог, помогающий разрешать детские проблемы;
- как эксперт, работающий с психосоматическими проблемами.
Именно при помощи специализации в конкретной области вы сможете выделиться среди других специалистов-практиков и привлечь больше клиентов. Согласитесь, что клиент, у которого, например, аэрофобия, скорее остановит свой выбор на психологе, который специализируется именно на фобических состояниях, чем на специалисте, который позиционирует себя, как эксперт в разных областях.
2. Они пытаются «продавать» психологию
Большинство психологов почему-то уверены в том, что если они расскажут клиентам, что работают в области экзистенциальной психологии или, что они эксперты по десенсибилизации, либо парадоксальной интенции, то у клиентов моментально появится желание выслать заявку на консультацию.
Коллеги, попробуйте сами себе честно ответить на этот вопрос:
- Если у вас заболел зуб, вы промучились день-два в надежде, а вдруг отпустит, а в последнюю ночь вообще не спали от боли и утром спозаранку тут же побежали в клинику, то для вас будет важно, если доктор при встрече начнет вам рассказывать о стоматологической установке, что стоит у него в кабинете? О том, какой она фирмы, как давно была изобретена, насколько пользуется спросом в профессиональном сообществе?
Предположу, что большинство ответит на этот вопрос отрицательно, ведь здесь и сейчас вам важно – сможет ли доктор помочь избавиться от непереносимой боли и вылечить зуб.
Друзья, ваши клиенты точно также хотят получить здесь и сейчас конкретный результат - избавиться от выматывающей боли от измены мужа или разрыва отношений, вернуть доверие к противоположному полу, прекратить конфликты с супругом и наконец-то зажить спокойно и счастливо, а не получать информацию о разных направлениях в психологии.
Что делать:
Определиться с тем, какой конечный результат вы сможете дать своим клиентам.
3. Они ничего не обещают клиентам
На вопрос, что вы предлагаете своим клиентам, психологи в основном отвечают: часовые консультации или пакет консультаций.
Но люди не хотят покупать отдельные консультации или пакеты консультаций, они хотят достичь важной для себя цели.
Что делать:
Создайте авторскую структурированную и пошаговую программу, с помощью которой ваши клиенты смогут достичь поставленной цели и продавайте ее. В этом случае будет важным упомянуть также о вашей уникальности, т.е. с помощью чего этот результат будет достигнут.
Некоторые примеры:
«Помогу избавиться от ночных страхов у детей с помощью сказок на песке»;
- «Помогу найти цель жизни и исполнить свое предназначение с помощью нейрографики»;
- «Помогу быстро и успешно справиться с расставанием или разводом, используя цветотерапию»;
- «Обучу эффективно разрешать конфликты при помощи позитивного подхода».
4. Они не уверены в своей компетентности
Страх упустить клиента, тревога что он уйдет и ничего не купит, неуверенность в завтрашнем дне, а будут ли еще клиенты, заставляет психологов хвататься за любого клиента. У вас депрессия? Расстройство психики? Алкоголизм мужа, а еще и конфликты со свекровью? Беру!
Но внутри себя психолог осознает, что ему не хватает профессиональных компетенций, навыков работы с абсолютно разными видами проблем и старается нивелировать это низким ценником, предлагая к тому же еще и дополнительные скидки или увеличивая часы работы. Клиенты моментально считывают эти страхи и у них возникает стойкое ощущение, что специалисту нужен только их кошелек. Результат очевиден. Они уходят.
Что делать:
- сделать анализ своих ресурсов, своих профессиональных компетенций. Выявить свою уникальность и разработать позиционирование;
- разработать структуру бесплатной продающей консультации для какой-то одной целевой аудитории с конкретными проблемами, распишите каждый свой шаг, каждое свое слово, которые вы будете говорить потенциальным клиентам;
- сформировать четкое и понятное для этой ЦА предложение с идеальным конечным результатом.
5. У них нет ментора (наставника, советника)
Начинающие свой путь в создании частной практики специалисты-психологи часто сталкиваются с целым рядом типичных проблем:
- провожу бесплатные консультации, но не понимаю, почему говорят спасибо и уходят?
- сделала упаковку аккаунта в социальной сети, но клиенты так и не появились;
- научилась создавать автоворонки, но клиентов так и нет;
- прошла несколько курсов по маркетингу, но ни одно обучение не окупила;
- на вебинаре сказали, что для увеличения потока клиентов нужно создать продуктовую линейку, создала, но клиентов нисколько не прибавилось;
- не знаю, в чем моя уникальность, как себя позиционировать?
- хочу создать свой курс, но не знаю как.
Что делать:
Обращение за помощью к ментору (наставнику) может быть полезно, как для новичков-психологов, так и для уже состоявшихся и успешных специалистов, кто не знает, с чего начать или к кому обратиться за советом, когда решат сделать волнующий шаг в мир частной практики.
Остались вопросы?
Тогда приглашаю вас к себе на стратегическую консультацию.
Стратегическая консультация будет полезна тем психологам/коучам, кто хочет:
- объективно оценить свои перспективы;
- разработать «дорожную карту» частной практики;
- построить трек профессионального развития с учетом индивидуальных особенностей;
- наметить цель и расставить приоритеты;
- прокачать софт-скилы;
- избежать профессиональных ошибок, не тратя впустую свое драгоценное время и деньги.
Что будет на стратегической консультации:
- вы поделитесь со мной тем, что вас волнует и тревожит в работе психолога;
- расскажите какие вопросы вы не можете самостоятельно разрешить при создании или развитии вашей частной практики;
- по окончании консультации предложу вам индивидуальный план, как вы сможете расти по экспоненте.
Подать заявку на стратегическую консультацию можно здесь.
Автор:
Надежда Осипова - наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.
- опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;
- опыт работы практикующим психологом в области супружеских отношений с 1998 г;
- автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, семейной и позитивной психологии.