© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
Содержание:
- Что первично — мысль или эмоция?
- Что заставляет нас испытывать гнев?
- Как начать когнитивную работу с клиентом с проблемой гнева и агрессии?
- Знаменитая техника 7/11
- Техника «Обмен эмоциональными планами»
- Методы когнитивно-поведенческой терапии
Как на практике можно использовать когнитивно-поведенческую терапию, чтобы предоставить своим клиентам эмоциональные ресурсы, которые позволят им лучше справляться со вспышками гнева, узнайте в этом Руководстве.
Бушующий красный туман, безусловно, может налететь на нас с быстротой рапиры. Что наводит на вопрос.
Что первично — мысль или эмоция?
Гнев — это состояние транса.
Я вспоминаю клиентку, которая приходила в ярость на своего мужа всякий раз, когда он, казалось, нарушал ее невероятно строгие ограничения относительно того, что правильно, а что нет. Обычно застенчивая и сдержанная (удивительно!), однажды, когда они с мужем шли по торговому центру и разговаривали на беспокоящую для нее тему, она вдруг начала громко на него орать. Через некоторое время, когда она «проснулась» от этого состояния, то была ошеломлена, внезапно заметив, что собралась толпа, чтобы посмотреть на ее истерику.
Состояние транса — это суженный фокус, в котором реальность воспринимается очень избирательно. Самосознание исчезает, а в случае сильного гнева — и любые мысли о последствиях. Точки зрения других людей не могут быть оценены.
Нас можно ввергнуть в гнев еще до того, как мы успеем об этом подумать. И поскольку гнев, как и все сильные эмоции, работает быстрее скорости мысли, кому-то может показаться странным, что я здесь пишу о когнитивных методах управления гневом.
В конце концов, люди часто не думают, когда их охватывает ярость – и в этом суть. Когда эмоции захватывают мозг, мысли часто не включаются до самого конца.
Но когнитивные техники, которые помогают людям думать и не впадать в транс гнева, могут прекрасно дополнять и не когнитивные техники. Нам просто нужно убедиться, что мы используем эти техники вместе.
Что заставляет нас испытывать гнев?
© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
Гнев является чувством, который нас фокусирует и дает энергию. Он может спасти нам жизнь как часть механизма выживания. Он может помочь нам исправить ошибки и постоять за себя, если мы сможем эффективно направить его. Гнев имеет силу. А сила непреодолима.
Когда мы злимся, мир со всеми его двусмысленностями и сложностями упрощается. Устрашающие сомнения испаряются и заменяются восхитительной и недвусмысленной уверенностью. Мы полны энергии и чувствуем себя сильнее. Потеря самосознания, мгновенное внимание и чувство власти могут стать довольно затягивающими.
Хронический гнев опасен не только для жертв ярости, но и для самого разъяренного человека. И опасность эта выходит далеко за рамки отношений и карьеры, которые могут быть разрушены.
Современные исследования здоровья и смертности показали, что высвобождение чрезмерного гнева так же вредно для сердца и иммунной системы, как и его сдерживание. И, конечно же, миллионы людей становятся травмированными из-за того, что кто-то из их окружения решил выразить, а не подавить свой гнев.
Очень частое проявление сильного гнева является более частым предиктором ранней смерти из-за болезни сердца, чем курение, неправильное питание и недостаток физических упражнений вместе взятые. Даже воспоминания о случаях, когда вы чувствовали себя очень злым, могут быть опасны для сердца.
Как начать когнитивную работу с клиентом с проблемой гнева и агрессии?
© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
Прежде чем начать с работу с таким клиентом, вам, возможно, придется сделать важный первый шаг.
Сначала разберитесь с чувством
Реакция гнева, вызванная триггером, сработает быстрее, чем вы думаете, через процесс сопоставления с образцом. Поэтому вам нужно будет разобраться с автоматизмом эмоциональной реакции, прежде чем вы разберетесь с мыслями, которые ее сопровождают.
Мы можем помочь нашим клиентам подготовиться к гневу, чтобы иметь возможность «поймать его» до того, как искра превратится в пламя.
Знаменитая техника 7/11
- Остановиться
- Сосредоточиться на своем дыхании
- Быстро сосчитать про себя до 7
- Медленно выдохнуть (быстро считая про себя до 11)
Именно во время выдоха запускается парасимпатическая нервная система, реакция релаксации.
Потребуется около 60 секунд, чтобы успокоиться, используя этот тип дыхания. Как только ваш клиент снова успокоится, он заметит, что он также может снова думать и сосредоточиться на возможных последствиях «потери этого», как для других, так и для себя.
Техника «Обмен эмоциональными планами»
Кроме того, мы можем использовать технику «перенастройки», например, «обмен эмоциональными схемами», которая также может быстро разрушить старую модель и помочь сформировать новую.
Чтобы действительно помочь справиться людям с гневом, нам нужно знать, как работать напрямую с инстинктивным или бессознательным мозгом, чтобы заменить старую модель на ту, которая лучше подходит всем.
Мы можем получить небольшой образец состояния гнева в сеансе. Обычно это довольно просто, так как гневливые люди умеют быстро входить в это состояние.
Мы можем попросить их сделать следующее:
- Кратко припомните время, когда вы чувствовали себя действительно злым. Просто попросите их закрыть глаза и вспомнить это время не более 10 секунд или около того.
- Откройте глаза и расскажите, что вы чувствовали? Они непременно почувствуют что-то в отличие от первоначального чувства.
- Снова закройте глаза и на этот раз представьте себя на воздушном шаре и с этой высоты посмотрите на ситуацию, как бы со стороны. Просмотр воспоминаний с позиции третьего лица имеет тенденцию мгновенно снижать эмоции вокруг воспоминаний. Обратите внимание на определенные аспекты того времени, которые вы никогда не замечали раньше, возможно, на ваше собственное выражение лица, на выражение лица или лиц других людей. В этом случае психолог пытается задействовать их думающий мозг, успокаивая эмоциональный центр и поощряя отстраненное наблюдение.
- Откройте глаза и опишите разницу между первым воспоминанием и просмотром ситуации с воздушного шара. Это часто кажется людям настоящим откровением.
- Вернитесь в позицию наблюдателя на воздушном шаре от третьего лица и снова посмотрите на эту прошлую ситуацию, но на этот раз представьте, как бы она могла быть, если бы гнев не взял над вами верх. Таким образом вы помогаете клиенту создать альтернативный «эмоциональный план».
- Обсудите с клиентом выполнение данной техники и полученный им опыт.
Если вы не знаете, как работать напрямую с инстинктивным умом, рассмотрите возможность супервизии с наставником. Записаться на супервизию можно здесь
Как только вы почувствуете, что успокоили автоматическое соответствие эмоциональному шаблону, вы можете использовать эти три когнитивных метода.
Методы когнитивно-поведенческой терапии
Метод 1. Устраните гнев из глубинной сущности личности
Мы все знаем ограниченные возможности, а также ограничивающие опасности навешивания ярлыков. Работая с клиентами, подверженными гневу, мы часто обнаруживаем, что они воинственны и «готовы сражаться» или «заступиться за себя» большую часть времени. Мы можем использовать это состояние, чтобы побуждать их думать о нем.
Например, мы можем задать им такие вопросы:
- Каким образом этот гнев (а не «ваш гнев») пытался испортить вам жизнь?
- Как он (гнев) вами управляет?
- Как вы узнаете, что вам удалось эффективно противостоять этому гневу?
Вы можете проявить творческий подход и спросить, как выглядит и звучит гнев? Одна женщина сказала мне, что гнев ей видится «как избалованная маленькая пятилетняя девочка, которая хочет поступать по-своему, независимо от других людей». Я спросила ее: «Что вы можете сказать этой маленькой девочке, чтобы помочь ей вырасти?».
Но нам также необходимо учитывать, что может стоять за гневом.
Метод 2. Определите потребности вашего клиента
Эмоции — это сигналы. Гнев — это сигнал, с которым нам нужно бороться. Проблема в том, что сигнал может быть ошибочным. Сигнализация может сработать, когда нет никакой реальной угрозы. Расскажите клиенту о первичных эмоциональных потребностях человека и о том, что, если их не удовлетворять здоровым образом, они могут быть удовлетворены способами, которые навредят как самому человеку, так и другим людям в его жизни.
Всякий раз, когда клиенты немного злятся, побуждайте их спрашивать себя, что именно они чувствуют? Что в данный момент хотят получить?
Одна клиентка начала практиковать это упражнение и поняла, что она каждый раз приходит в ярость, когда чувствует потребность во внимании.
— «Вдруг мне показалось абсурдным так злиться только потому, что я чувствовала, что не получаю всего того внимания, которое мне положено. Как ребенок!».
Она нашла другие более эффективные способы удовлетворять потребность во внимании, а также научилась иногда довольствоваться меньшим вниманием.
Конечно, гнев может быть вполне оправдан, но, четко определив, какая потребность не удовлетворяется, мы можем, по крайней мере, дать себе пространство и также подумать о том, какой может быть лучший способ удовлетворить эту потребность. Или даже о том, действительно ли нам нужно удовлетворять эту потребность прямо сейчас.
И, наконец, мы можем помочь клиентам взглянуть на их гневные мысли «со стороны», чтобы обрести больший контроль над ними.
Метод 3. Помогите клиенту перестать мыслить абсолютистскими категориями
Мы знаем, что тревожные и гневливые люди мыслят абсолютистскими терминами. Они используют такие термины, как «полностью», «совершенно», «всегда» и «абсолютно».
Иногда это мышление называют «черное - белое» или «всё или ничего», и оно неизменно наблюдается в языке людей, страдающих депрессией. Люди, склонные к суициду, используют самый абсолютистский язык из всех. Вы также могли заметить, что новостные агентства СМИ весьма склонны к эмоционально возбуждающим абсолютизмам. И эмоциональные ораторы также используют их в большом количестве.
Люди, постоянно испытывающие состояние гнева, часто подходят к реальности по принципу «все или ничего». Мысли по принципу «все или ничего» случаются чаще, чем более эмоциональными мы становимся. Чем ближе мы к состоянию — «бей или беги», тем больше наше мышление будет отражать это состояние.
Сильные эмоции заставляют нас мыслить абсолютистскими категориями, но абсолютистские категории, в свою очередь, делают нас более эмоциональными.
Отличный способ помочь людям, борющимся с гневом, научиться быть менее категоричными или абсолютистскими в своем мышлении — это задавать вопросы Сократа. Вопросы, требующие детального, не абсолютистского ответа, чтобы помочь им начать думать больше в этом направлении.
Такие вопросы, как:
- Может ли быть так, что человек может почувствовать себя оскорбленным, даже если он не хотел никого обидеть?
- Как вы думаете, бывает ли у людей такое, что они чувствуют, что полностью правы, когда они в ярости, но позже, когда они успокаиваются, то видят некоторые аспекты точки зрения другого человека?
- Как считаете, может ли действительно умный человек иногда совершать глупые поступки?
Способность видеть общую картину или посмотреть на неё под другим углом, может рассеять гнев, поддержание которого зависит от ограниченного и жесткого восприятия.
Заключение
Итак, мы можем, прежде всего, усилить мотивацию наших клиентов, напомнив им, насколько физически разрушительным для них является гнев. Мы можем помочь клиенту на уровне эмоционально автоматического «соответствия шаблону», помочь им изменить их эмоциональный шаблон и перестать мыслить абсолютистскими категориями.
Мы можем помочь им увидеть гнев отдельно от самого клиента и удовлетворить его эмоциональные потребности цивилизованными, стратегическими способами.
Эмоция гнева не является ни хорошей, ни плохой, но она должен быть контекстуальной, полезной и, ввиду его влияния на здоровье и других последствий, нечастой.
Для получения дополнительной помощи в работе с клиентами приходите на супервизию для психологов. Записаться на супервизию можно здесь
Автор:
Надежда Осипова - наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.
- опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;
- опыт работы практикующим психологом в области семейных и супружеских отношений с 1998 г;
- автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, семейной и позитивной психологии.
Обучаю экспертов-психологов кратно увеличивать свой доход за счет правильной методологии и смысловой упаковки частной практики.
Все статьи по теме «Практические советы для новичков и мастеров»