КАК ПОМОЧЬ КЛИЕНТАМ ПЕРЕЖИТЬ РАЗВОД

3 принципа исцеляющей терапии при разводе 

Развод все переживают по-разному. Некоторые люди отрывают от себя бывшего супруга, как будто пластырь от полузажившего шрама. Один безжалостный рывок и все. Другие же очень долго никак не могут заставить себя отпустить, мучая тем самым как себя, так и своего бывшего.

 

Ольга долго боролась за свой брак, но наконец набралась сил и приняла трудное, но необходимое для себя решение. Она была той, кто инициировал развод, но именно это разрывало ее на части.

 «Я думала, что мы состаримся вместе, а мы просто разошлись» — сказала она мне жалобно.

 «Я чувствую, что потерпела неудачу! Почему у нас ничего не получилось? Мы ведь особо и не конфликтовали».

 «Это странно. Но мы как будто потеряли всякую связь. Стали просто соседями по дому». 

 Немного помолчав, добавила: «А мы ведь действительно раньше любили друг друга. Я думала, что смогу заставить его измениться».

 Ольга очень сильно переживала развод и чувствовала себя неудачницей, потому что не смогла за много лет брака вызвать в муже желанную трансформацию, т.е. чтобы он стал таким, каким ей хотелось. К чему привело ее непреодолимое желание во что бы то ни стало изменить мужа, мы уже знаем.

 

Предлагаю вашему вниманию три практических совета, которые помогут вам в работе с клиентами, кто обратился к вам за помощью после развода.

 

Совет первый: выясните, что именно нужно вашему клиенту

Я знаю, это звучит очевидно. Но все, что Ольга в первый раз написала мне по электронной почте, это то, что она разводится и ей нужна помощь. Я полагаю, вы встречали уже таких клиентов, которые не могут ясно выразить то, что им нужно от вас в действительности.

 Клиентка не спала нормально уже более месяца, т.к. ужасно беспокоилась об их семилетней дочери, о том, как развод может повредить ей. Она даже перестала общаться с друзьями, опасаясь, что они при девочке могут начать расспрашивать ее о разводе. Также много думала о будущем, как теперь сложится их с дочерью жизнь?

 На консультации Ольге удалось более четко сформулировать свой запрос - какую помощь она ожидает получить от психолога:

 

  • хочет научиться ограничивать свои депрессивные размышления, которые мешают ей жить;

  • хочет научиться техникам, которые помогут ей ночью лучше спать;

  • хочет почувствовать уверенность, что в будущем, что бы ни случилось, она сможет справиться.

 

Совет второй: узнайте, что больше всего волнует вашего клиента

Проблемы клиентов связаны не столько с тем, что с ними происходит здесь и сейчас, сколько с тем, о чем они постоянно размышляют. Что, по их мнению, может произойти в будущем.

 О чем вы беспокоитесь сейчас больше всего? — спросила я Ольгу.

 — «Как этот развод повлияет на мою дочь».

 Теперь, когда у нас была точка фокусировки, мы смогли рассмотреть разные практические способы смягчения этой проблемы.

 Ольга выбрала для себя следующие стратегии:

 

  • договориться с бывшим мужем о том, что при ребенке никогда не ссориться и не оскорблять друг друга;

  • согласовать механизм общения с девочкой, как отца, так и дедушек-бабушек с обеих сторон и соблюдать его в максимально возможной степени;

  • вовлечь свою дочь в полноценный, честный, обнадеживающий диалог о том, что происходит в настоящее время и как все изменится в дальнейшем.

 

Суть работы с клиентом состоит здесь не в том, чтобы избежать всей боли или трудностей, а в том, чтобы неуправляемое беспокойство превратить в то, на что можно влиять и контролировать, по крайней мере, до некоторой степени.

 Мы также обсудили с клиенткой некоторые самообвиняющие и перфекционистские мысли, которые у нее были относительно ее брака и бывшего мужа.

 Коллеги, помните о том, что чем больше мы сможем помочь клиентам свести к минимуму их негативные размышления, тем легче ими будет ощущаться развод.

 

Совет третий: помогите им расслабиться и успокоиться

Большая часть моей работы с Ольгой была поддерживающей. Когда все меняется, иногда нам просто нужно что-то, за что можно зацепиться, чтобы почувствовать твердую почву под ногами. Даже за просто объективный, спокойный и ободряющий голос.

 Я помогла клиентке глубоко расслабиться и спокойно обдумать некоторые практические шаги, которые ей нужно будет предпринять в самое ближайшее время.

 Со временем Ольга перестала себя корить за то, что не смогла удержать свой брак и явилась инициатором развода. Она минимизировала количество времени, которое тратила на самообвинения. Научилась смотреть вперед позитивно.

 Конечно, как и сам брак, опыт развода у разных людей может быть совершенно иным. Кто-то быстро адаптируется, а кто-то еще долго продолжает мучить друг друга. Но эти три практических совета могут быть вам полезны в работе со всеми клиентами, кто переживает ситуацию развода:

 

  1. узнайте, что именно нужно вашему клиенту;

  2. выясните, что больше всего волнует клиента и помогите ограничить неконструктивные размышления;

  3. помогите расслабиться, успокоиться и сформулировать нужные действия.

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУЖЕСКИХ ПАР: КАКОЙ ПОДХОД ВЫБРАТЬ ПСИХОЛОГУ?

 

Автор:

 

 

 

Надежда Осипова - наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.

  • опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;

  • опыт работы практикующим психологом в области супружеских отношений с 1998 г;

  • автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, семейной и позитивной психологии.

 

Обучаю экспертов-психологов кратно увеличивать свой доход за счет правильной методологии и смысловой упаковки частной практики.