СЕМЬ ЛУЧШИХ СПОСОБОВ ПОМОЧЬ КЛИЕНТАМ РАЗРЕШИТЬ ИХ ПРОБЛЕМУ

Одна из основных целей психологического консультирования — помочь своим клиентам научиться более эффективно разрешать свои проблемы. 

Одной из самых мощных услуг, которые вы можете предоставить, является научение клиента: 

а) тщательному изучению его собственных восприятий, предположений и выводов о текущей ситуации;

б) предпринимать соответствующие и реалистичные действия;

c) задумываться над этими действиями и переживаниями.

 

Итак, давайте разберем, как именно вы, как психолог, сможете подходить к проблемам ваших клиентов.

  

1. Превратите проблемы в цели 

Простой, легкий и действенный подход к этому, задать клиенту вопрос — «Каков ваш желаемый результат?» с последующим планированием того, как достичь этого результата, включая действия, стратегии, образ мышления, необходимую поддержку и т. д. Таким образом, вместо того, чтобы сосредоточиться на негативной, стрессовой проблеме, вы даете своему клиенту возможность взять на себя ответственность за свою ситуацию, что противоположно быть жертвой, что чувствуют многие люди, когда возникает проблема, которая выходит из-под их контроля.

Клиент потерял работу? Большая проблема. Просто спросите его: «Каков ваш желаемый результат, что вы хотите, о чем мечтаете?» и вуаля, у вас есть положительная цель.

 

 2. Игнорировать проблему

Заманчиво рассматривать проблему как препятствие и хотеть ее тут же решить, но, если вы предполагаете, что проблема не обязательно является препятствием для достижения поставленной цели, иногда вы можете просто игнорировать ее и она будет разрешена с продвижением вперед.

 

 3. Позитивное мышление

Попросите клиента заменить фразу «Я не могу, потому что…» на «Как я смогу?» и подробно обсудите это с ним. Как и в двух приведенных выше примерах, творческий подход и выбор позитивного мышления помогут клиенту преодолеть большинство «проблем» и не стать препятствием в движении вперед к обозначенной цели.

 

 4. Оставайтесь в вопросе

Достижение цели — это марафон во времени, а не спринт, который должен закончиться сегодня. Иногда в работе психолога оставаться в вопросе — самая важная часть решения проблем, а стратегия и задачи, всплывающие позже, будут решаться гораздо эффективнее, чем немедленный выход из нетерпения.

 

 5. Мозговой штурм

Помогите вашему клиенту генерировать творческие идеи и стратегии. Мозговой штурм означает, что вы ОБА набрасываете разные идеи. Помните только о том, что психолог должен быть сфокусирован на выявлении идей у клиента, а не доминировать в мозговом штурме и, что более важно - помочь клиенту проявить творческий подход в достижении его цели.

 

 6. Опыт других

Попросите клиента вспомнить ситуации, когда аналогичная проблема была у его родственников, знакомых, коллег или у героев книг и фильмов, которые он читал или смотрел и что они предприняли, чтобы ее разрешить. Это хорошая проверка реальности, ведь всегда полезно узнать, что другие сделали, что сработало для них.

 

 7. Рассказывание притч и историй 

Коллективная мудрость и знание обо всем на свете, а также решение любой проблемы доступны как на ладони или по нажатию кнопки. Правильная история, рассказанная в нужное время, может способствовать психологическому и даже физическому исцелению. Истории обходят разрушительные эффекты чрезмерного анализа и осознанных рассуждений. Истории, притчи и басни по своей сути гипнотичны, поскольку они фиксируют внимание и взывают к воображению. Это делает терапию историями идеальным средством для предоставления свежих образцов надежды, а также появлению у клиента более конкретных решений для изменений.

 

Все эти способы стимулируют к творчеству, которое может привести к уникальной стратегии, идеально подходящей для ситуации вашего клиента и которую, возможно, вы бы не смогли придумать даже в миллион лет.

 

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА: КАК ПОМОЧЬ СВОИМ КЛИЕНТАМ, КОГДА ОНИ НЕ ЗНАЮТ, С ЧЕГО НАЧАТЬ

 

Автор:

 

 

 

 Надежда Осипова - наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.

  • опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;

  • опыт работы практикующим психологом в области супружеских отношений с 1998 г;

  • автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, семейной и позитивной психологии.

 

Обучаю экспертов-психологов кратно увеличивать свой доход за счет правильной методологии и смысловой упаковки частной практики.