Психологическое консультирование: особенности работы с разными типами клиентов

24.11.2012

     На основе обширнейшей консультативной практики по психологическим проблемам исследователи выделили ряд классификаций типов клиентов, которые обращаются за помощью к психологу – консультанту. Критериями выступает характер запроса клиентов, их особенности восприятия психических явлений, способ поведения клиентов, гендерный признак и мн.др. Подобные классификации позволяют психологу – консультанту быстрее сориентироваться в ситуации общения с клиентом, выбрать техники, которые будут более эффективны для данного человека.

Психологическое консультирование: плачущие клиенты

     Нередко в ходе психологического консультирования, на сессии, клиент (а чаще клиентка) может расплакаться. Иногда слезы клиента могут вызвать у консультанта чувство вины или ощущение того, что нужно как можно скорее успокоить человека, обходить острые переживания, вызывающие слезы.

     Однако наилучшим выходом будет дать человеку выразить свои чувства посредством плача. Нужно понимать, что слезы – это не всегда выражение тяжести проблем, но иногда это и проявление злости, и проявление фрустрации, и даже проявление радости. Излишнее сопереживание слезам клиента может привести к тому, что он, подобно ребенку, попробует манипулировать психологом – консультантом с помощью плача.

Психологическое консультирование: тревожные клиенты

     Склонность к переживанию состояние тревоги, к сожалению, явление частое. Но тревожные клиенты редко обращаются к психологу для решения именно этой проблемы. Тревожность достаточно часто маскируется под различными признаками и действиями – навязчивыми движениями, раздражением, беспокойством, язвительностью и др.

     Задача психолога – консультанта в подобном случае – правильно определить, идентифицировать это состояние тревожности, найти его причины. Очень важно проявлять терпение в работе с такими клиентами.

Психологическое консультирование: враждебные клиенты

     Клиенты, скрыто или открыто проявляющие враждебное отношение к психологу, тоже могут создать немало трудностей в ходе психологического консультирования. Враждебность чаще бывает скрытой. Она может рассматриваться своеобразная защита. У враждебности всегда есть причина, и ее нужно найти.

     Задача психолога состоит в идентификации враждебности – нужно сообщить клиенту, что он выглядит раздраженным или враждебным, а затем обсудить с ним причины его враждебности. Только в данном случае процесс психологического консультирования такого клиента может быть успешным.

Все статьи по теме Статьи по психологическому консультированию