Арттерапия в пространстве высшего образования: опыт теоретико-экспериментального исследования

28.09.2011
Арттерапия - локальная инновация в высшем образовании

Самая большая ценность в мире - Человек и жизнь: чужая, своя, …жизнь на всём её протяжении, - говорил Д.С. Лихачев.

Сказанное актуализирует социально значимую, но мало изученную проблему «здоровьесберегающих инноваций» в образовании как качественно новой доминанты в профессиональной подготовке специалистов социономических профессий.

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек», - образно заметил А. Вознесенский.    
Документы в сфере государственной политики образования ориентируют вузы на подготовку кадров на уровне мировых квалификационных требований, включая освоение инновационных дисциплин, направленных на расширение профессиональных возможностей и сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Это принципиально необходимо для полноценного проживания учебного периода жизни.

То есть приоритеты сдвигаются в направлении здоровьесберегающего образования. Это, в свою очередь, актуализирует задачи социальной реабилитации, психологического сопровождения и педагогической помощи студентам, а, следовательно, внедрение инновационных научных концепций и соответствующих им технологий.
К их числу логично отнести арттерапию как локальную инновацию в высшем образовании.

Сложилось мнение, что обращение к мощному потенциалу искусства будет способствовать более гуманным отношениям в социуме. Именно поэтому внимание специалистов привлекает самобытность арттерапии, возможности самораскрытия человека в художественном творчестве.

Основанная на феномене «исцеляющих возможностей искусства», арттерапия наиболее востребована в современном сообществе специалистов социономических и творческих профессий.

Арттерапия: почему стоит включить ее в программы высшего образования?

Нарастающий интерес к данной области знаний в Российском образовании актуализирует проблему интеграции арттерапии в программы основной и специализированной подготовки  бакалавров и магистров.
Оснований этому несколько:

1. Социально-педагогическая модель арттерапии имеет широкие возможности для применения в социальной сфере: используется в центрах психического здоровья, занятости, в приютах, детских домах, центрах детского творчества, эффективна во всех возрастных группах.
Важно также сказать о роли арттерапии в психопрофилактике асоциального поведения, игровой, алкогольной и наркозависимости, в социальной реабилитации молодежи. По сути это «социально-психологическое врачевание», направленное на изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности.
По существу, разработка системы психопрофилактических и реабилитационных мероприятий является не только морально-этической, но и государственной задачей.

2. Сам процесс обучения студентов основам арттерапии создает уникальный прецедент единого арттерапевтического и образовательного пространства, что позитивно сказывается на профессиональном становлении  и личностном росте студентов. Студенты не только получают необходимые знания, осваивают инновационную теорию и технологию работы, но также учатся рефлексии, самопознанию и, по существу, одновременно с обучением проходят личную терапию. Это принципиально необходимо для работы с людьми. Ведь работа специалиста «помогающих профессий» непременно требует понимания самого себя, осознания позитивных сторон своей личности и негативного опыта.

«Если я должен способствовать личностному росту других в отношениях со мной, то я должен  расти  сам;  и  хотя это часто болезненно, но очень обогащает», - справедливо утверждал К. Роджерс. Пережив на опыте трудности изменения своей личности, писала Т.А. Флоренская, становишься терпимее и мудрее в отношениях с людьми.

Таким образом, познание самого себя становится важнейшей инновационной составляющей высшего социально-психологического  образования. Познавший себя человек – гуманен (Маслоу) и способен жить по-человечески в изменяющемся мире; находить конструктивные способы преодоления трудностей и конфликтов, принимать ответственные решения.

Активный принцип человеческой жизни придает ей значимость, - считал А. Адлер. Людьми движет творческая сила, позволяющая им распоряжаться собственной жизнью, становиться архитектором своей жизни.
По существу, это духовные экзистенции, имеющие для индивида и человечества глубинный жизненный смысл (К. Ясперс); универсальные экзистенциальные факторы, как: свобода и ответственность, вина; борьба; время; смысл и бессмысленность; единство бытия - дающего и человека - принимающего (В. Франкл, М. Хайдеггер).
Известный философ и психолог М.К. Мамардашвили говорил о произведениях искусства как об «органах рождения» новых духовных состояний: «… В нас должно родиться искусство видения, ибо только так рождаются красота, честь, любовь, храбрость, мужество».

Таким образом, психологические механизмы арттерапии конгруэнтны фундаментальным  потребностям  личности  в  самовыражении, самоопределении, самореализации. Говоря языком метафоры, арттерапия в программе профессиональной подготовки придает педагогической реальности  «человеческое измерение». Причем, как показало наше многолетние исследование, результаты и эффекты арттерапевтического процесса имеют тенденцию к иррадиации на всю систему взаимоотношений в вузе.

Лебедева Людмила Дмитриевна,
Проректор по научной работе Института
доктор педагогических наук, профессор

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)