Психология управления персоналом: роль HR – менеджера в ситуации моббинга

08.10.2012
психология управленияПсихология управления персоналом: что такое моббинг?


     В психологии управления персоналом под термином «моббинг» понимается процесс психологической травли или террора одного из членов рабочего коллектива, осуществляемый со стороны руководства и / или коллег в течение некоторого времени (даже длительностью до нескольких лет). Этот термин был введен Х. Лейманом, который впервые его исследовал и охарактеризовал, определив 45 возможных вариантов проявления моббинга.

     Цель моббинга, как правило, одна и та же – выжить жертву из коллектива, заставить его уволиться или сделать так, чтоб его уволило начальство.

     Причины такого негативного явления как моббинг могут быть самыми разнообразными. Среди них: зависть к более успешному сотруднику (особенно если он пользуется уважением руководства или его собираются повысить) или сотруднику, которого недавно повысили, конкуренция с новичком, который успел проявить свои знания и умения, неприятие тех, кто отличается от остальных (религиозные и политические взгляды, внешний вид, поведение). Иногда причина моббинга заключается в неправильном поведении самой жертвы – демонстрации собственного превосходства в какой-либо области, хвастовство, высокомерие, стремление всех научить «как надо работать».  

     В чем же проявляется моббинг? К наиболее распространенным его проявлениям специалисты в области психологии управления персоналом относят бойкот неугодного сотрудника, информационный вакуум, социальную изоляцию (когда с ним перестают даже здороваться и прощаться), распространение сплетен о нем, критика, клевета, высмеивание, создание проблем по работе, причинение вреда здоровью и т.д. Как последствие моббинга для его жертвы может выступать нарушение физического и психического благополучия или даже самоубийство.

Моббинг: роль HR – менеджера в этой ситуации


     Согласно тому, какую позицию занимает руководство и HR – менеджер по отношению к явлению моббинга, специалисты, изучающие психологию управления персоналом, выделяют три типа моббинга. Первый из них – реальный моббинг – когда руководство предпочитает не замечать возникающие в коллективе ситуации моббинга. Второй тип называется тактическим моббингом, когда руководство является инициатором моббинга. В случае третьего типа – мнимого моббинга – предпринимаются все необходимые меры по предотвращению ситуаций моббинга.

     Разрешение и предупреждение таких ситуаций – одна из прямых обязанностей HR – менеджера. Иногда менеджерам по персоналу бывает сложно признать, что в их организации имеет место моббинг, но это необходимо сделать. Тогда, когда выяснилось наличие подобной ситуации, нужно немедленно принять решение, способное вернуть положительную атмосферу в коллектив, исполнить его и следить за поддержанием благоприятного психологического климата в коллективе.

     Специалисты по психологии управления персоналом утверждают, что процесс моббинга всегда негативен, и ему не место в успешной организации.

Все статьи по теме Статьи по психологии управления и менеджменту