Управление стрессом: мифология и реальность. Часть 2

22.06.2011
Часть II. Управление стрессом: обучающие тренинги

Существуют тренинги стресс-менеджмента  навыкового типа,  где тренеры обучают приемам и техникам  экспресс-помощи  в острых стрессовых ситуациях.  Единственно, чего не хватает после прохождения таких  программ – это возможности в настоящей стрессовой ситуации воспроизвести все эти чудо-техники, которые на тренинге так хорошо работали… 

Но очень уж много верящих в возможность чудесных избавлений от неприятностей  и острых эмоциональных переживаний  навсегда  путем   приемов и техник. Если ваши приоритеты именно таковы: услуги «быстрого-быстрого обучения» стресс-менеджменту, имея в виду его узкое толкование – тогда вы и будете  искать  таких предложений на рынке. И они найдутся.
Но обучение управлению стрессом не имеет ничего общего с развлечением. Часто  люди, прошедшие обучение,  как страдали от стресса, так и страдают. Дистресс только укрепляет в сознании мысль о том, что справиться с ним невозможно. Положение еще более усложнится, если заказчик тренинга – работодатель, а участники группы – его подчиненные. Ну не вспоминаются все эти техники в кризисной ситуации, а если и вспоминаются, то реализовать их не всегда получается, в связи с чем люди ощущают себя  плохими  сотрудниками. Всем плохо, только стрессу очень хорошо, он себе жил, жив и собирается еще пожить за общий счет.

Что же, совершенно невозможно с ним справиться? Это не так. Трудно, когда стресс-менеджмент понимается как  обычное обучение навыкам, в узком смысле, в тактическом подходе.  Возможности расширяются при расширении видения места стресса в контексте жизни участников программы,  пересмотра  мировоззрения, упорядочивания ценностей, перестройки сознания. 

От тренера требуется работать не напрямую, не в лоб, а используя системный, стратегический подход. Больше требуется и от обучаемого. Как выразился один из моих заказчиков:  «Я хотел обойтись «косметическим ремонтом» помещения моего сознания, а тут пришлось делать евроремонт».

Суть тренингов управления стрессом

Что происходит, если мы отказываемся  думать о дистрессе и освобождении от него? Хронический дистресс  как образ жизни  становится вторым «я» человека, изменяет его личностный статус. Человек, «примерив» психологию жертвы, прикипает к ней и с трудом расстается с привычной ролью. 

Явления дистресса имеют системные происхождение и природу, потому  и справиться с ними можно, только используя системный подход. Тогда и заказчик получает шанс понять, на каком этапе своей внутренней работы он находится, и  тренер имеет шанс быть удовлетворенным своей работой. 

Что подразумевается под системным подходом к стресс-менеджменту? В самом общем виде – работа системного характера, со всеми сферами психики. В первую очередь – работа с  переживаниями, с телесной симптоматикой.  Ведь у каждого – своя индивидуальная реакция на стрессовую ситуацию, и ситуации у всех разные…

Это не развлечение, которое выглядит как обучение, а выработка иного психофизиологического состояния  человека. А значит, не может быть быстрой  и легкой работой. Это важно объяснить заказчику, и это  дело тренера, который берется за исполнение таких заказов.

По сути, заказ на тренинг управления стрессом является заказом на обучение культуре состояний. Но что мы знаем о своих состояниях? Между тем именно определенные состояния определяют качество человеческой жизни. И человек имеет право знать о том, в каких состояниях он проживает жизнь, и иметь выбор перехода в другие, более комфортные и легкие  состояния  для осуществления своей жизнедеятельности, и выбор способов такого перехода.

Социуму, по большому счету, все равно – как  себя сегодня ощущает Иванов или Петров, удовлетворен он сегодня процессом и результатами своей жизнедеятельности или не очень. Социум в целом абсолютно безжалостен к переживанию человеком его собственной жизни. Это  проявляется уже в том, что целый ряд переживаний, эмоциональных состояний  (относящихся к тяжелому сильно заряженному негативному спектру – страх, ненависть, гнев)  является  настолько же предписываемым  в употреблении к «чужим»,  насколько  и  табуированным в отношении к «своим».
К примеру, считается неприличным переживать эти чувства в отношении близких людей, в отношении подопечных, клиентов. Клиент всегда прав! Прав-то он прав, но что делать, если в конце дня у нас не хватает сил на его обслуживание, или если он так ведет себя, что остаться спокойным мог бы только памятник?

Чувствам все равно, что в их отношении есть какие-то нормы. От того факта, что они табуированы, переживания  не перестают  наличествовать и протекать в психике. А для сознания их как бы нет, потому что механизм их игнорирования, искажения и, в конце концов, вытеснения запускается в самом раннем детстве. Но человек ежедневно имеет дело с множеством других людей, к тому же ему еще и нормами корпоративной культуры предписывается любить всех клиентов, и запрещено на них обижаться и гневаться. Корпоративная культура создает миф о сотруднике, который не просто все знает и умеет, но который еще всегда  выдержан и одинаково доброжелательно-вежлив со всеми посетителями.
Кем же должен быть такой  человек, кому бы было такое под силу всегда? Будем откровенны. Это либо святой, либо субъект, личностно проработанный  так, что Фрейду и не снилось, либо  субъект, лишенный  всех переживаний начисто, а значит,  почти что мертвый, потому что переживание и жизнь - слова однокоренные. 

И как же быть с системным  стресс-менеджментом,  который и есть личностная проработка и обучение культуре состояний  одновременно?  Ничего особенно нового. Учиться этому.

Морозова Г.В.,
к.пс.н., преподаватель Института позитивных технологий и консалтинга

Все статьи по теме Статьи по психологии управления и менеджменту